Обряды и традиции, связанные с огнем, существуют у многих народов мира. Это связано с верой древних людей в то, что нечистая сила не могла прикоснуться к огню.
Значение огня в славянской традиции
Наши предки издавна почитали огонь. Огонь, горевший на капищах и в домах, уносивший к Богам молитвы и души умерших, имел для них сакральное значение. Для славян огонь был святыней, более того, он был для них богом – Сварожичем.
Священному огню, который удалось добыть с помощью искры или полученному от молнии, приносили дары. Огню поклонялись и просили у него помощи. Часто огненный символ изображали на различных предметах.
Священный Огонь на славянском капище разжигается при проведении любого обряда. Именно Огонь был сакральным центром святилища. Огонь во время обряда играл роль посредника между богами и людьми, принимать требы и передавать их Богу. Также древние люди верили, что Огонь защищает их от негативного влияния.
Существовало два разновидности священных костров: кресс («огонь»), когда дрова составляли клином, а в середине костра втыкали шест, и крада (священный костер), когда костер делали в виде сруба из дров, сложенных «колодцем». Костер-крада обычно разжигался на обрядах, связанных с поминовением предков, а кресс – на всех остальных обрядах.
Огонь у славян был еще и земным воплощением Солнца.
Огонь на капище использовали и для защиты. Для этой цели использовали обережные костры, которые разжигали по окружности капища. Костры располагали по сторонам света. Часто у входа на капище зажигали два Огня, чтобы все входящие в святилище участники обряда могли очиститься. Иногда у этих Огней ставили небольшие чуры «стражей». По обычаю, люди, идущие на капище, проходили между этих костров. Таким же образом люди выходили с капища.
В древности священный Огонь горел в святилищах всегда. Считалось, что Огонь нельзя заливать водой.
В жилищах славян было два святых местах – Красный Кут (угол) и Печной Кут. В каждом из них разжигали Огонь. Красный Кут обустраивали следующим образом: на полочку или какое-то возвышение стелили рушник, на нем ставили изображения богов, а рядом или перед ними ставили свечу или масляный светильник.
Огонь в Красном Куту возжигали во время домашних обрядов прославления Богов и поминовения Предков.
Проведением семейных обрядов занимался глава семьи.
Наши предки настолько почитали огонь, что даже сказать плохое слово рядом с ним считалось немыслимым.
Садясь за стол, в знак почтения к Огню в пламя клали кусочек пищи. Огонь в печи постоянно поддерживали. На ночь в печь клали полено и ставили горшок с водой, чтобы у Огня были пища и питье.
При переезде из одного дома в другой угли из старого жилища переносили с собой. Горшок, в который при переносе клали угли, потом разбивали, так как обрядовую посуду не использовали в быту.
Обряды с огнем
Очищение огнем обычно выполнялось во время проведения древнерусских праздников, самые известные из которых Ярило (Масленица) и Купало.
Традиция праздновать Масленицу появились еще до крещения Руси, а с принятием христианства священники сначала безуспешно боролись с этим изначально языческим обрядом, а затем – старались изменить его смысл.
Масленица символизировала переломный момент во временах года – окончание зима и приход весны.
Проводы зимы славяне праздновали следующим образом. Они делали из соломы чучело Масленицы (символизировавшего богиню Морену - покровительницу зимы). наряжали его в женскую одежды, возили в сонях или водили вокруг нее хороводы. Затем чучело зимы сжигали, что символизировали приход весны.
Смысл обряда заключается в избавлении от всего старого, ненужного, старого и испорченного и в ритуальном очищении. Считалось, что со сжиганием Масленицы все плохое уходило в прошлое и наступала весна, пора тепла и веселья.
На Масленицу пекли блины, которые потом бросали в огонь. Таким образом, огню приносили жертву, чтобы земли давали урожай.
Еще один древний славянский праздник, связанный с огнем, это праздник Ивана Купалы. Первые упоминания об этом празднике относятся к XII веку, но его корни уходят гораздо глубже.
Купало – это славянское божество, олицетворявшее плодородие. В его честь славяне вечерами распевали песни и прыгали через костер.
Но главная особенность этого праздника – это очищающие костры. Вокруг них устраивали пляски, через них прыгали. Считалось, что тот, что удачно и выше прыгнет, тот станет счастливым. Славяне верили, что огонь очищал от скверны тело и дух человека. Через купальский огонь даже прогоняли домашний скот, чтобы защитить от мора. Женщины сжигали в купальских кострах сорочки, снятые с больных детей. Считалось, что вместе с этой одеждой сгорают болезни.
Дети и молодежь, напрыгавшись через костры, устраивали шумные веселые игры, потасовки, бег наперегонки.
Таким образом, огонь был неотъемлемой частью важных в жизни славян обрядов.