Вопрос о происхождении слова «Русь», составившего основу наименования древнего европейского рода, а позднее государства и целого народа, затрагивало в своих работах большинство ученых, занимавшихся проблемой древнерусской истории.
Этимологию наименования народа нужно рассматривать только в связи с происхождением и историей этноса с опорой на имеющие объяснения в историческом контексте версии.
Как называлась Русь в древнескандинавских источниках
Слово «Русь» происходит от древнескандинавского слова «роозер» или «роодсмен», что в переводе означает «гребцы». Возможно, это связано с тем, что прибывавшие сюда скандинавы называли себя гребцами, «роодсмен». Это самоназвание ватаг, которые отправлялись в путешествие.
Известно, что слово «Русь» также отразилось в финском языке как «руотси», в эстонском – «роотси», оно встречается во всех прибалтийско-финских языках.
В современном финском это слово обозначает шведов, сообщила в интервью программе «Родина слонов» доктор исторических наук, руководитель Центра Восточной Европы в античном и средневековом мире ИВИ РАН Елена Александровна Мельникова.
Скандинавы называли Русь страной городов – «гардарикой», или «огороженной страной».
Позже страну называли Руссией, Русландом и всячески подчеркивали ее древность. Еще викинги называли Русь Годхеймом, что означало «родина богов».
Именно отсюда происходил сам Один — верховное божество скандинавов. На Русь он возвращался не один раз — видимо, чтобы проведать «родственников».
В скандинавских источниках XIV века княжествами Гардарики называются Хольмгард (Holmgarðr, Великий Новгород), Кэнугард (Kœnugarðr, Киев), Палтескья (Pallteskja, Полоцк), Альдейгьюборг (Aldeigjuborg, Старая Ладога), Смалескья (Smaleskja, Смоленск), Сурсдалар (Súrsdalar, Суздаль), Морамар (Móramar, Муром) и Радстофа (Ráðstofa, Ростов).
В славянской хронике Гельмольде говорится о том, что даны называли Русь Острогардом. Такое название было связано с тем, что Русь была богата различными благами. Еще одно название Руси, встречающееся в скандинавских источниках, это Хунигард, потому что на эти места раньше населяли гунны.
Скандинавы считали, что Русь расположена в восточной части Европы, которую они называли Великой Свитьодой. Также скандинавы называли Свитьодой территорию современной Швеции.
Еще одно название Руси, встречающееся в скандинавских источниках, это Kylfingaland. Оно происходит от слова kylfingr(от др.-сканд. kylfa «дубинка» или kólfr/kúlfr «язык колокола»; «палка»; «стрела»). В русском языке это слово встречается в форме колбягь и в греческом — κονλπιγγοι. Есть версия, что слово kylfingr обозначает человека, занимающемся каким-то ремеслом-промыслом, возможно, это купцы или наемные воины (Мельникова 1986, с. 209-210).
Названия Руси в западноевропейских источниках
В поисках определения возможных истоков названия «Русь» ученые обращаются к различным средневековым европейским источникам. Там встречаются разнообразные формы этого топонима – Rugi, Ruszi, Ruizi. Однако эти лексемы необязательно имеют отношение к этнониму Русь. Так, Ruozi и Ruozo могут быть отражением германских личных имен.
Наибольший интерес для ученых представляет этноним Rugi/ Rugii. Некоторые исследователи считают, что это наименование относится к Древней Руси, начиная с торгового Устава начала X века австрийского Раффельштеттена. По одной из версий, имеются в виду руги из Карпатского уезда.
В некоторых европейских источниках Rugi упоминается как синоним Руси. Это продолжение хроники Регинона Прюмского, «Истории норманнов» Гийома Жюмьежского.
В «Законах Эдуарда Исповедника» королевство ругов называется Русью. В представлении германских авторов Rugi равно Russi, то есть некому новому образованию.
Rusci созвучно с лексемой rusceus, которая еще в латинских памятниках означала цвет ягод иглицы. По мнению А. Г. Кузьмина, все формы обозначения Руси в западноевропейских источниках на всех языках и диалектах переводятся как «красный» и «рыжий». Стоит отметить, что цветовые характеристики представителей разных народов были типичны для древней и средневековой литературы.
Красный цвет часто встречает и в разных сообщениях о Руси. Так, Ибн Фадлан писал о русских, что они «красны лицом».
Однако разнообразие европейских форм, связываемых с древней Русью, требует дополнительного изучения с использованием германских, славянских и латинских источников.