Сущность понятия «медицинская антропология»
Медицинская антропология – это область знания, которая возникла на стыке социальной, культурной и биологической антропологии.
Термин антропология состоит из двух слов – антропос, что значит человек и логос – учение. Очень часто медицинскую антропологию называют антропологией здоровья.
Сам термин «антропология» появился в Германии в XVI в. и сначала использовался в анатомическом контексте. Позже его стали использовать как учение о душе человека.
Медицинская антропология объясняет факторы, влияющие на благополучие человека и его здоровье и объясняет существующие в разных человеческих обществах культурные различия, по поводу представлений о болезнях, способах распространения, профилактики и лечения.
Медицинская антропология уходит своими корнями в исследования медицинских культур конца XIX в, проводимые социальными антропологами.
В странах Северной Америки и Западной Европы медицинская антропология как университетская дисциплина получила свое развитие в 70-е годы прошлого века. К концу века эта дисциплина пришла в учебные заведения Австралии, Латинской Америки, Азии, Африки.
В ряде российских университетов медицинская антропология появилась в самом начале XX в.
На Западе 1960-1980-е годы характеризовались взрывом антропологических исследований, что было связано с теоретическим объяснением болезни, интересом медиков к социальным факторам болезни и лечения.
Решения экспертов-антропологов давали возможность пересмотреть ряд острых медицинских практик и к охране общественного здоровья наметить новые подходы.
Развиваясь, медицинская антропология из прикладной дисциплины превратилась в сферу самостоятельных академических исследований и пересекла национальные, культурные и дисциплинарные границы. Она расширяла свое предметное поле и демонстрировала методические перспективы и исследовательские подходы.
Врачи, исследовавшие опыт аборигенных культур, уделяли внимание культурным контекстам здоровья, болезни и врачевания. Например, британский доктор У. Риверс изучал медицинские традиции пастушеского народа тода, проживавшего в Индии.
В современной медицинской антропологии большое внимание уделяется проблемам здоровья и поискам грани «нормальное-патологическое», поскольку нормальное встречается во множестве вариаций и зависит от социального статуса, пола и возраста. Таким образом, задача медицинской антропологии – изучить нормальную изменчивость признаков морфологического типа человека, его строения и закономерности развития.
Биомедицинская антропология
В поле зрения биомедицинской антропологии находится здоровый современный человек, изменчивость его здоровья в зависимости от экологической ситуации, этно-территориальной принадлежности, профессии, возраста, пола, конституции.
Формирование человеческого организма является биологическим процессом, в котором его морфофункциональные системы взаимодействуют с многообразием окружающей среды. В изучении этого процесса существуют разнообразные научные подходы – физическое развитие детского организма, климат зоны проживания человека, его возраст, пол, этническая принадлежность и др.
Эти факторы лежат в основе оценки здоровья не только отдельного человека, но и разных социальных групп и популяций. Отсюда знание законов формирования морфофункционального статуса имеет особую значимость.
Биомедицинская антропология владела умами биологов, медиков, педагогов в прошлом веке и ее развитие в отечественной науке говорит о новом витке интереса к ней.
Учение о конституции человека связано с именем Гиппократа, и именно это учение лежит в основе биомедицинской антропологии. Конституциональный тип, согласно Гиппократу, присущ человеку от рождения и остается с ним всю жизнь.
Рисунок 1. Конституциональные типы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Что касается отечественной медицины, то учение о конституциях стало предтечей современной биомедицинской и клинической антропологии, созданной в начале XX века. В это время были разработаны антропологические методики, конституциональные схемы.
В самой науке появились отдельные направления – медицинское, спортивное, педагогическое, биологическое, философское, психологическое и др.
Конституциональную школу в России создавали такие ученые, как патологоанатом В. П. Крылов, патофизиолог А. А. Богомолец, педиатр М. С. Маслов, терапевт М. В. Черноруцкий, антропологи В. В. Бунак, Я. Я. Рогинский и др. Их работы создали блестящий фундамент, и учение о конституции стало приобретать статус общей научно обоснованной врачебной методологии.
Созданная методология давала возможность на практике лечить больного человека, а не болезни, что является классическим правилом медицины. Такой подход давал практикующему врачу стратегические критерии профилактики, диагностики, тактики лечения и прогноза.
Биомедицинская антропология способна изучать человека как целостную систему, однако позже интерес к ней снизился – на смену пришла генетика, и ученые считали, что в изучении живой природы у нее есть огромные возможности.
В России масштабные обследования морфофункционального статуса населения различных регионов страны возобновились в 60-е годы XX века.
Причиной возврата антропологии к целостному представлению о человеке и его социально-биологических составляющих, стал научно-технический прогресс и необходимость освоения огромных просторов крайнего Севера и Сибири с их экстремальными условиями для проживания и освоения.
Клиническая антропология
Клиническая антропология – это медицинская антропология, которая занимается изучением межиндивидуальной, онтогенетической, половой, морфофункциональной, соматопсихической изменчивости у больного человека.
Она оценивает у больного человека индивидуально-типологические вариации, которые оказывают влияние на проявление течения и исходы патологических процессов.
За точку отсчета клиническая антропология берет «фенотип» больного человека по отношению к «фенотипу» болезни.
В системе антропологических наук клиническая антропология является самостоятельным разделом, изучающая индивидуально-типологическую изменчивость фенотипа и психобиотипологию для оценки клинико-патогенетического, прогностического, терапевтического значения.
Клинико-антропологический подход, таким образом, акцент переносит на изучение факторов и форм межиндивидуальной изменчивости морфофункционального, полового, онтогенетического, соматопсихического, этнического, экологического, социального характера.
Клинический полиморфизм изучаемой патологии при такой ориентации сопоставляется с гетерогенностью биологии человека и этносоциокультурной средой его обитания.
Клиническая антропология использует свой метод – клиническую антропометрию, которая является основным методом.
Рисунок 2. Методы антропологии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
С помощью специальных инструментов и шкал, метод позволяет определить количественные и качественные особенности морфофенотипа конституции, его возрастную, половую, нормальную и патологическую изменчивость во взаимосвязи с клиническими проявлениями болезни.
Метод антропометрии представляет собой комплекс изучения как групповых, так и индивидуальных морфологических особенностей тела человека. Изучению подлежат измерительные и описательные признаки.
К измерительным признакам относятся масса тела и рост, выражающиеся в абсолютных и относительных числах, а к описательным признакам относятся конституциональные, расовые, половые и другие признаки.
Описательные признаки выражаются в баллах. Так, например, изменение длины туловища и роста человека имеет большое значение при оценке общего физического развития отдельных частей тела.
Профессиональные спортсмены антропометрию проходят регулярно, и анализ показателей проводится с ориентацией на нормативы. Оценка физического развития предупреждает заболевания.