Куро-аракская культура – это археологическая культура, получившая распространение на территории Южного Кавказа и прилегающих областей Ближнего Востока и Восточного Предкавказья в 4000-2000 гг. до н.э.
Название культуры связано с двумя реками – Курой и Араксом.
Памятники, относящиеся к куро-аракской культуре, археологи находят на территории Азербайджана, Армении, Грузии, Дагестана, восточной Турции и в северном Иране.
Эту культуру в 30-40-е гг. XX века выделил советский археолог и этнограф Б. А. Куфтин. Позднее, в 1970 году, появилась посвященная ей монография, написанная К. Х. Кушнаревой и Т.Н. Чубинишвили.
Предшественниками куро-аракской культуры была культура цопи-сиони, а до этого – шулавери-шомутепинская. После куро-аракской культуры на территории Заказвказья получила развитие триалетская культура, на северных склонах Кавказа –северокавказская, а на северо-востоке (на территории Дагестана) –великентская и присулакская, позднее ее сменила гинчинская.
Вклад куро-аракской культуры прослеживается в триалетской и отчасти в северокавказской культурах.
Поселения и могильники
Поселения куро-аракской культуры располагались не только в долинах рек, но и в предгорьях и горах, то есть в местах, защищенных природой. В Предгорьях встречаются даже крупные поселения, которые являются центрами для остальных.
Дома имели круглую или прямоугольную форму. Площадь жилищ обычно составляла 25-40 кв. метров. В центре каждого дома располагался очаг.
Могильники находились на территории поселений, в заброшенной местности, или рядом с поселениями, но некоторые располагались далеко от мест проживания людей.
Погребальные сооружения имели разную форму. Это могли быть площадки, перекрытые небольшой насыпью, склепы, имитирующие жилье, грунтовые могилы, каменные ящики. К концу существования куро-аракской культуры стали появляться большие погребальные камеры. Иногда внутри них строили срубы. Камеры перекрывали курганными насыпями.
Хозяйство
Носители куро-аракской культуры занимались земледелием и скотоводством. Они выращивали пшеницу, ячмень, просо, полбу, а также лен, абрикосы и виноград. Для вспашки земли использовали волов. Для уборки урожая – металлические серпы, встречаются сооружения для запасов зерна.
Скотоводство было отгонным, яйлажным. Постепенно оно стало полукочевым. Такая форма скотоводства была более производительной, чем придомная, и позволяла получить большие урожаи. Использовался колесный транспорт, к который запрягали лошадей и мулов.
Металлургия
В металлургии выделялись добывающая и обрабатывающая отрасли. Мастера куро-аракской культуры выплавляли металлы из руды, умели получать сплавы (например, мышьяковую бронзу). Также практиковались горячая и холодная ковка, отливка в формах.
Древние металлурги изготавливали кинжалы, топоры, копья, а также украшения. Оружие и орудия труда они использовали не только для удовлетворения своих нужд, но и отправляли на экспорт.
В то время Кавказ стал мощным металлургическим центром.
Среди находок, относящихся к куро-аракской культуре, встречаются привозные вещи, но не от северных соседей, куда поставляли изделия из металла, а от южных, с Ближнего Востока. Речь идет о таких артефактах, как массивные краснолаковые чаши из Месопотамии урукского времени (датированные IV тыс.), вогнутых крышках со столбообразной ручкой внутри – времени джемдет-насра (конец IV — начало III тыс.), а также прототипах металлических изделий.
Навыки металлургического производства активно применялись и в гончарном производстве. Древние мастера улучшили технологию обжига. Лепная посуда напоминала металлическую. Это были чернолощеные изделия, с четкими делениями на уровни, с изысканным угловатым орнаментом, имевшие две или три ручки.
Специфика куро-аракской культуры отображается не только в особенностях погребального обряда, при котором старались выделять умерших знатного происхождения, но и в мужских идолах, культовых фигурках животных, надочажных подставках в виде фаллических фигур, знаках на очагах и керамических изделиях.
Пиктографическое письмо
В зоне распространения куро-аракской культуры было обнаружено несколько сосудов со специфическим орнаментом. В нем исследователи увидели знаки пиктографической письменности. Это связано с тем, что у этого орнамента не было ритма и повторяемости элементов, поэтому ученые решили, что этот орнамент имел не только декоративное значение.
Еще археолог Куфтин высказывали предположение о том, что знаки на миске, обнаруженной в Озни, имеют пиктографический характер и похожи на протоэламские.