Культура псковских длинных курганов – это раннесредневековая археологическая культура, получившая развитие в V-XII веках. Ее ареал охватывает территорию Северо-Запада России.
Название культуры связано с погребальными насыпями удлиненной формы – длинными курганами, являющимися отличительной особенностью данной культуры.
Ученые предполагают, что носителями культуры псковских длинных курганов были кривичи.
История изучения культуры
Ученые занялись исследованием культуры псковских длинных курганов с середины XIX века. Первые гипотезы о датировке и этнической принадлежности высказал историк и археолог А. А. Спицын. Он решил, что погребальные насыпи принадлежат кривичам.
В 30-е гг. XX века исследованиями занялся археолог Н.Н. Чернягин. Он тоже связал длинные курганы с кривичами. Ученый датировал находки VI–IX веками.
Следующий этап изучения культуры псковских длинных курганов начался после Великой Отечественной войны. Археологи исследовали поселенческие памятники, относящиеся к данной культуре, и провели сравнение псковских, смоленских и полоцких длинных курганов (В. В. Седов, Е. А. Шмидт).
В 70-90-е гг. XX века по поводу этнокультурной принадлежности культуры длинных курганов сформировались две точки зрения. Сторонники первой версии (И. И. Ляпушкин, В. В. Седов, Е. Н. Носов), утверждали, что это памятники славянского или славяно-балтского населения. Сторонники второй версии (С. Лаул, Г. С. Лебедев) считали, что это памятники «чудского» населения.
В 1974 году историк и археолог В. В. Седов издал монографию, посвященную длинным курганам. Он считал, чтоэта культура сформировалась в результате миграционных потоков славянского и балтского населения. Он выделял два вида этой культуры: псковские длинные курганы и смоленско-полоцкие длинные курганы.
Особую версию происхождения курганов сформулировала М. Аун. Она считала, что курганный обряд получил развитие в Восточной Эстонии, где эволюционировал от погребальных площадок с большим числом захоронений до насыпей с одиночными погребениями на вершине.
В конце XX - начале XXI в. ученые снова вернулись к вопросу хронологических рамок этой культуры.
Курганы
Курганы являются характерными памятниками культуры псковских длинных курганов. Они представляли собой невысокие валообразные земляные насыпи от 10-12 до 100 метров длиной.
Длинные курганы обычно располагались в могильниках вместе с круглыми в плане курганами. В каждом длинном кургане было несколько десятков захоронений.
Тела умерших сжигали и помещали в курганные насыпи. Часть останков клали в небольшие ямки в основаниях насыпей, некоторые захоронения находились на поверхности курганов.
Строительным материалом для сооружения курганов служил грунт (песок или суглинок). В результате его выемки получались ровики шириной от 1,5 до 5,5 метра и глубиной 0,5—1,2 метра. У них было и культовое значение. Во время захоронений в них разводили ритуальные костры, по аналогии с огнищами, разводимыми во рвах восточнославянских языческих святилищ.
Камень почти не использовался. Встречаются лишь единичные курганы, в которых имелись выкладки из камней.
Среди псковских длинных курганов были и насыпи, сооруженные единовременно, и те, которые создавались постепенно. Места, на которых сооружали курганы, сначала выжигали. Вероятно, этот ритуал очищения огнем является наследием обрядности проживавшего там прибалтийско-финского населения. В результате под могильниками появлялись зольно-угольные прослойки, которые часто находят археологи.
Хозяйство
Переселенцы из Средней Европы, как показывает картографирование памятников культуры псковских длинных курганов на почвенной карте Новгородско-Псковской земли, в первую очередь освоили местности с дерново- и типично слабо- и среднеподзолистыми, а также с дерново-карбонатными и перегнойно-карбонатными почвами, так как эти земли лучше всего были пригодны для земледелия.
Новым жителям предстояло сначала освободить от леса участки для ведения сельскохозяйственной деятельности. Однако у них не было для этого подходящих орудий труда. Кроме того, у переселенцев не было тягловых животных.
В результате они были вынуждены заняться подсечно-огневым земледелием. На некоторое время оно стало основным агротехническим приемом для подготовки почвы к посевам.
Помимо земледелия, переселенцы занимались охотой, рыболовством и лесными промыслами.
Культура псковских длинных курганов оказала заметное влияние на культуру новгородских сопок (VIII-X века), на основе которой сформировалась древнерусская культура Новгорода и Пскова.