Культовые комплексы представляют собой совокупность жертвенных артефактов, ритуальных остатков, культовых сооружений и предметов поклонения, являющихся результатом действий, связанных с магической или религиозной практикой.
Археологи находят культовые комплексы в разных уголках мира. Это одни из самых таинственных археологических памятников истории. Эти места скрывают большое количество научных и эзотерических тайн, раскрыть которые не могут даже современные люди, несмотря на научно-технологическое развитие.
Как возникли культовые комплексы
Древние люди, пытаясь найти логическое объяснение происходящим природным явлениям, отождествляли их с высшими, неведомыми силами. Предметам, животным и божествам, представляющим разные силы природы, приписывали сверхъестественные способности. Для их почитания люди стали строить храмы.
Традиция строительства культовых сооружений сохранилась и после того, как в религии начался новый этап развития.
Возведение культовых сооружений велось с грандиозным размахом. Поразительно, что без использования спецтехники из огромных и тяжелых камней людям удавалось построить грандиозные сооружений.
Строения украшали искусной резьбой и орнаментом. Некоторые такого рода сооружения сохранились до наших дней.
Особенности древних культовых комплексов
Древние святилища обнаружены и изучены почти на всей территории России. Особенности найденных на ритуальных комплексах артефактов позволяют определить данные памятники по их принадлежности к различным культовым практикам – погребально-поминальной, производственной, общинной и др.
Отнесение культового объекта к тому или иному типу святилищ обусловлено наличием определенных признаком, характерных для данного типа культовых объектов.
Производственные святилища, в которых также отправлялся культ с целью повлиять на внешние силы, делятся на несколько видов в зависимости от формы ведения хозяйства. Это, например, промысловые ритуальные комплексы. Такие комплексы часто встречаются у народов, хозяйство которых основано на присваивающих формах деятельности – охоте и рыболовстве, а потом и на производящих – скотоводстве и земледелии. Также выделяют святилища, связанные с бронзолитейным производством.
Поселенческие культовые комплексы представляют собой остатки сооружений-святилищ на поселениях или близ них. Этот тип святилищ включает в себя и родовые культовые комплексы, ранее существовавшие на территории Северной Азии.
Погребальные культовые комплексы объединены по территориальному признаку, так как чаще всего локализованы на некрополе. К таким объектам относятся расположенные на территории могильников погребально-поминальные комплексы, архитектура и специфический набор находок которых указывает на наличие религиозных верований и культов, связанных именно с погребальной обрядностью.
Несмотря на имеющие отличия, все культовые комплексы имеют ряд общих черт. К ним относятся обособленность сакрализированного пространства, наличие остатков жертвоприношений, свидетельства проведения ритуалов, которые в ряде случаев могли быть полифункциональными.
Что дает изучение культовых комплексов
Древние святилища открыты и в большей или меньшей степени изучены на территории почти всех регионов России.
Особенности найденных в культовых комплексах артефактов позволяют дифференцировать данные памятники по их принадлежности к разным культовым практикам – общинной, производственной, погребально-поминальной и др.
Исследование культовых комплексов позволяет получить представление о духовной культуре древних людей. Следы духовной культуры прослеживаются в материальных остатках любой археологической общности.
Наличие в культовых комплексах керамических сосудов говорит о том, что там имели место жертвоприношение. Причем играли роль орнамент, и даже местоположение сосуда. Так, сосуд, перевернутый вверх дном, предназначался для обитателей потустороннего мира. Еще одна особенности керамических изделий, найденных в культовых комплексах, это их количество, обычно их намного больше, чем в поселенческих комплексах.
О жертвоприношениях свидетельствуют и кости животных. Особенности набора (черепа, кости конечностей), локализация на памятнике, сохранность (целые или фрагменты) могут говорить об их принадлежности к ритуальным действиям.
Помещение погребения на родовом святилище может указывать не только о принесении человека в жертву, но и о его социальном статусе. В этом плане следует отметить памятник Поворот п. III в Забайкалье, где оригинальное погребение человека располагалось у скальной стенки с рисунками в слое, содержащем керамику, очаги, а также артефакты, изготовленные из камня и бронзы.
Среди находок, встречающихся в культовых комплексах, часто встречаются оружие, наконечники копий и стрел, а также камни, антропо- и зооморфные изображения.
Особенно много наконечников стрел встречается в материалах уральских пещерных святилищ.
Таким образом, культовые комплексы сочетают в себе следы материальной и духовной культуры. Это очень ценный источник информации, позволяющий реконструировать мировоззрение древних людей.