Ближний Восток
Люди издавна любили собирать красивые и диковинные вещи. Первые коллекции культурных ценностей появились еще в Древнем Мире. Как процесс систематизации окружающего мира коллекционирование, начало проявляться уже в государствах древнего Востока, в Древней Греции и Древнем Риме. В Римской империи даже проводились аукционы, на которых продавались произведения искусства и военные трофеи.
На Востоке сохранению культурного наследия способствовало распространение ислама. Это было связано с идеей «вакфа», автором которой был сам основатель ислама, Мухаммед. Суть данной идеи заключалась в предоставлении государством или человеком имущества в виде дара или по завещанию на религиозные или благотворительные цели.
Эта идея способствовала возникновению коллекций предметов, которые со временем превращались в музеи.
Именно так под Тегераном появился музей Абдол Азиза. Его экспонатами были дары, которые на могилу мученика и пророка приносили паломники. В священном для мусульман городе Неджефе музеем стала сокровищница у гробницы халифа Али, который был двоюродным братом и зятем пророка Мухаммеда и первого шиитского имама.
В резиденции арабских халифов династии Аббасидов (VIII-XIII вв.) в Багдаде во дворцах арабских халифов династии Фатимидов (X-XI вв.) хранилось большое количество старинного декоративного оружия и художественных изделий.
Коллекционирование в Японии
В Японии долгое время произведения религиозного и светского искусства хранились в храмах. Так, в VIII веке при монастыре Тодайдзи в Наре была сокровищница Сёсоин. В основном там хранились предметы, принадлежавшие императору Сому.
Сокровищница включала в себя оружие, доспехи, облачение монахов, зеркала, ширмы, музыкальные инструменты — в общей сложности около 650 предметов.
Коллекционирование в Древнем Китае
В Древнем Китае развитие коллекционирования достигло очень высокого уровня.
Коллекции произведений искусства и каллиграфии стали формироваться еще в эпоху правления династии Хань (206 г. до н. э. —220 г. н. э.).
Коллекции пополняли мастера эпохи империи Тан (618-907 гг.).
Китайские императоры выступали как в роли покровителей искусств, так и сами были авторами многих художественных шедевров.
В X веке в Китае была создана Академия, ставшая местом хранения многих тысяч картин и книг.
Расцвет китайского коллекционирования пришелся на эпоху Сун (960— 1279).
При дворе первого сунского императора Чжао-Куан-иня был создан департамент живописи. Там молодые художники постигали основы искусства, а опытные мастера работали над заказами монарха и его приближенных.
Чжао-Куан-инь был не только государственным деятелем, но и хорошим каллиграфом. Он покровительствовал этому виду искусству, поэтому издавал указы, направленные на поощрение художников и охрану памятников предыдущих эпох.
Императорская коллекция включала в себя не только картины и каллиграфии, но и ювелирные украшения, ковры, а также изделия из бронзы и камня.
Вопросами, касающимися императорской коллекции, ведали специальные государственные чиновники. В их задачи входило оценивание старинных свитков.
Чиновники из особого департамента занимались проблемами хранения коллекции.
Согласно установленному порядку, ежегодно из императорского хранилища доставались свитки, их проветривали, а потом выставляли во дворце.
Придворные министры, ученые и художники выполняя распоряжения императора, участвовали в обсуждении художественных достоинств недавно созданных или древних произведений живописи и каллиграфии.
В эпоху Сун художественная критика переживала необычайный расцвет. Во многом этому способствовала Академия живописи, которая была создана в начале XII века. Это было первое в истории средневекового Китая государственное учреждение, объединившее лучших мастеров страны.
Параллельно с императорским в Китае получило развитие частное коллекционирование. Под влиянием Китая частное коллекционирование получило развитие и в Японии в X-XI вв. У Страны восходящего солнца издавна сложились тесные связи с Китаем, у которого японцы многое позаимствовали.