Керамика Трои
В Трое, которая относится к раннему бронзовому веку, выделяется несколько культурных слоев с общей толщиной напластований около 12 м. Слои как бы представляют собой отдельные города, поэтому специалисты говорят о Трое I, II, III, IV, V. В каждом слое есть остатки архитектурных сооружений.
Свои жилища первые обитатели этого места построили прямо на скале. История Трои начинается с века металла. Культурный слой Трои I состоит из 10 пластов и имеет толщину 4 м.
Раскопки Трои I показали, что в повседневной жизни троянцы использовали разные по форме керамические сосуды. Мужчины имели каменное, а может быть, и металлическое оружие (само металлическое оружие в этом культурном слое не было найдено, но были обнаружены фрагменты керамической литейной формы).
В материальной культуре Трои I, по дошедшим свидетельствам, преобладала керамика. Сосуды изготавливались без гончарного круга и были все одноцветные – от черного до серого, оливково-зеленого, иногда желтовато-коричневого.
Обнаруженные археологами сосуды 60 форм предназначались для еды и питья, для хранения продуктов и воды.
Для приготовления пищи были специальные сосуды. Ученые полагают, что форм сосудов было намного больше, но среди найденных не сохранилось полных фрагментов.
В период раннего поселения распространенными были неглубокие чаши, чаши на расширяющейся книзу и полой ножке, сосуды с носиками, отходящими в сторону или с высокими горлышками.
Позже происходит модификация чаш с утолщенными краями – толщина ободка становится тоньше. Распространяются сосуды округлой формы. Эти изменения говорят о том, что происходит развитие гончарного искусства.
Керамическая посуда конца Трои I была простая, без орнаментов и рисунков. Однако время от времени изготавливались изделия, которые украшали декоративной росписью или лепкой. Способ украшения заключался в том, что на сосуд налепляли кусочки или полоски глины так, что они принимали форму рисунка.
Рисунок 1. Керамика Трои. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
При украшении керамики нарезной орнамент был наиболее распространенной техникой – на сырую глину наносили насечки в виде прямых и кривых линий, геометрических узоров, свастики. Насечки чаще всего делали вокруг ободка на внутренней стороне сосуда. Для контрастности насечки заполняли каким-то белым веществом. Формы керамических сосудов постепенно изменялись в Трое II, но практически не отличались от сосудов Трои I.
В Трое II происходит технологическая революция – троянцы знакомятся с гончарным кругом. Сама посуда оставалась одноцветной и только три найденных черепка имели орнамент, сделанный краской (данная керамика, по всей вероятности, была не местной). Керамика этой Трои тоже не отличалась легкостью и воздушностью, за исключением нескольких ваз местного производства.
Из керамики Трои III немногие предметы могут претендовать на художественную ценность. У Трои IV и V керамика имела одинаковые формы, и только в последнюю фазу пятого города технический и художественный уровень изготовления изделий стал выше – модифицировались старые и появились новые формы сосудов.
Керамика Полиохни
Полиохни – это город, существовавший на восточном побережье греческого острова Лемнос в бронзовом веке. Город был обнаружен во время раскопок итальянскими археологами.
Во время ранней бронзы город был важнейшим торговым центром и считался самым древним городом в Европе. Основан он был раньше легендарной Трои, а свое название получил по имени одноименного холма, который располагался недалеко от раскопок.
Археологи обнаружили в городе большое количество предметов из меди, бронзы, золота, серебра. Обнаружен был даже свинец, из которого для разбившихся керамических сосудов делали скрепы.
В своем развитии город имел несколько периодов, которые археологи маркировали разным цветом – Красный, Черный, Желтый, Зеленый, Синий – с тех пор эти цветные названия так и остались.
Жители города боялись пришельцев, с одной стороны, а с другой стороны – вели с ними активную торговлю. Доказательством этому является обилие привозной керамики во время «Синего периода» – период продолжался с 3200-2700 гг. до нашей эры, а население города составляло около 800-1000 человек, простиравшееся по всему мысу.
Керамику в этот период на остров привозили с материковой Греции, что является свидетельством торговых отношений между ними.
На острове были найдены следы металлообработки, но металл надо было где-то брать – медь могли привозить только с Кипра. Олово, необходимое для производства бронзы, покупали у финикиян, потому что только они знали дорогу к оловянным островам. Золото могли получать из Колхиды.
Поселение получило большое развитие в эпоху ранней бронзы.
После «Синего периода» с 2700-2400 гг. наступил «Зеленый период», который соответствовал Трое II. Население этого времени выросло до 1500 человек и достигло своего максимума.
После 2400 г. оно стало постепенно сокращаться и прекратило свое существование в III –м тысячелетии до нашей эры в результате сильного землетрясения.
За время расцвета в городе были построены подпорные стены, общественные здания, стены бастионов, мощеные улицы, площади, колодцы, каменные дома и особняки.
Керамика была представлена новыми оригинальными формами. Так, например, для «Черного периода» характерна была ваза для фруктов с высокой ножкой, в «Синем периоде» – горшок-треножник для приготовления еды, в «Желтом периоде» – двуручные кубки.
В национальном археологическом музее Афин выставлена милая керамическая свинка из Полиохни, датируемая III тысячелетием до нашей эры.
Рисунок 2. Керамическая свинка из Полиохни. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В общем, население города занималось земледелием, рыболовством, ткачеством и изготовлением каменных орудий и оружия.
Терми
Терми (Ферми) – это город эпохи энеолита и ранней бронзы (3200-1300 лет до нашей эры), расположенный на восточном побережье острова Лесбос.
Раскопки города проходили в 1929-1933 гг., их проводила Британская школа в Афинах. Археологи обнаружили пять последовательных напластований (фазы Терми I-V), а также жилые останки среднего и позднего бронзового века.
После раскопок место было закрыто для защиты останков и в течение многих десятков лет даже для ученых оставалось недоступным.
Это древнее поселение строили в плодородной области острова, что благоприятно сказалось на развитии аграрной экономики и морской торговли. Эти условия в первой половине III тысячелетия до нашей эры сделали город одним из ранних центров северной части Эгейского моря.
Очень мало сохранилось остатков средней и поздней бронзы, часть поселения разрушила морская эрозия. Поселение Ферми I в начале III тыс. лет до нашей эры было маленьким открытым городом, стены домов были сложены из камня и глины-сырца, полы и улицы покрывались галькой, здания соединялись друг с другом, образуя жилые кварталы.
В Ферми I-III выделяется уже центральная группа зданий. Кварталы разделяли улицы, сходившиеся радиусами к центру поселения, шириной 2 м. На второй фазе развития Ферми укреплялось – внешние стены домов образовывали крепостную стену, толщиной 1-2 м.
Стена укреплялась 4-мя башнями в форме трапеции. В третьей фазе Ферми шло активное развитие бронзы. На IV фазе Ферми было полностью перестроено – крупные кварталы разделяли параллельные улицы, ширина которых доходила до 5 м., частично они были вымощены камнем.
Пятый слой Ферми показывает, что это уже был крупный торговый город, окруженный мощными стенами и башнями, с мощеными улицами, отличным водопроводом.
Пятая фаза поселения насчитывала 1200 человек и имела сложную оборонительную систему. Во внутреннюю часть поселения можно было попасть через двойные ворота, укрепленные выступающими башнями.
Несмотря на то, что поселение имело развитую политическую и экономическую организацию и социальную структуру, оно не выдержало конкуренцию с Полиохни и Троей.
Около 2400 г. поселение было заброшено. Вновь его стали заселять после 2000 г. до н. э., и новые жители продолжили старую традицию в строительстве домов, в использовании гончарного круга.
Сооружения, найденные в новом городе, были связаны с производством керамики – археологи обнаружили сводчатую печь для обжига судов.
Возле домов были найдены гробницы. Дошедшие до нас яркие памятники искусства – это керамика, расписанная геометрическим орнаментом.
Найдены большие вазы, которые служили надгробиями, сосуды для использования в быту, терракотовые статуэтки, скульптурные украшения сосудов.