Римские катакомбы
Римские катакомбы – это древние подземные лабиринты-некрополи, где своих умерших хоронили язычники и первые христиане.
В римских окрестностях археологи обнаружили более 60 катакомб, некоторые из них находятся на Аппиевой дороге, построенной еще в дохристианскую эпоху.
Древние христианские катакомбы II-V вв. нашей эры обнаружил в Риме итальянский археолог А. Босио в 1578 г. Позже в окрестностях Рима их было найдено несколько десятков с общей длиной коридоров более 500 км. Среди них самые древние датировались 107 г.
Христиан в Риме подвергали гонениям, но с большими перерывами между репрессивными кампаниями, несмотря на то, что в целом их там не жаловали. В течение долгих лет христиане могли жить спокойно, а когда наступали годы репрессий, их хватали, пытали, казнили, сажали в тюрьмы.
Во время преследований христиане убегали в другие провинции, а иногда прятались в катакомбах. К обустройству жизни своей общины христиане приступили после смерти императора Валериана I и жили спокойно более 20 лет. В городе было 46 христианских приходов, со своей церковью, священником, диаконом, клириком в каждом приходе.
Они посещали больных, помогали бедным, поучали новообращенных и на все это собирали деньги. Христианские проповеди приходили послушать и язычники, однако это было возможно потому, что основная часть церквей находилась в домах богатых людей.
Катакомбы были в основном местом погребения, а почитание усопших для римлян было священным, поэтому они отдавали христианам тела казненных собратьев и не мешали хоронить.
Подземные галереи катакомб были многоуровневыми и запутанными. Катакомбы были известны магистратам и полиции, и строиться должны были по определенным правилам – вести работы выше уровня земли запрещалось, поэтому, когда штольня наполнялась, необходимо было прорубить ступени на более низкий уровень, где строилась новая галерея.
Рисунок 1. Римские катакомбы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Есть катакомбы, насчитывающие 6 уровней. В камне одна над другой выдалбливались ниши, куда без гробов клали умерших христиан. Их заворачивали в чистый холст, пропитанный ароматическими веществами, и закрывали плитами или кирпичами.
Иногда на плитах писали имя умершего человека, а иногда изображали один их христианских символов – голубя, агнца, якорь, оливковую ветвь, лилию, виноградную лозу корзину с хлебом.
Коридоры были узкими, но в тех местах, где они изредка расширялись, появлялись круглые или квадратные залы. В этих залах отмечалась годовщина смерти, собиравшиеся молились о милости Божьей к усопшим, пели гимны и читали священные книги.
Известны и трагические моменты, например, император Нумериан в начале 80-х годов III в. приказал засыпать вход в одну из каменоломен, когда там собрались верующие, которые все погибли.
Перестали умерших хоронить в катакомбах к IV в. и последним там был погребен папа Мельхиад, преемник которого был похоронен уже в базилике Сан-Сильвестро-ин-Калите.
Исследователи катакомб
Посещение катакомб практически прекратилось с конца IX в. поскольку мощей, которые привлекали паломников, в них уже не было. Единичные случаи посещения известны в XI-XII вв. Некрополь, известный в христианском мире практически был забыт на 600 лет.
К изучению катакомб приступает в XVI в. профессор-теолог и библиотекарь папской библиотеки – Онуфрий Панвинио. На основании исследованных средневековых и раннехристианских письменных источников, он составил перечень 43 римских захоронений. Однако вход был обнаружен только в катакомбы святых Себастьяна, Лаврентия и Валентина.
Вновь о римских катакомбах заговорили в мае 1578 г. благодаря работам, идущим на Соляной дороге, когда рабочие обнаружили каменные плиты с надписями и древними изображениями.
На тот период решили, что это катакомбы Присциллы и вскоре их снова завалили, а раскопали только в 1921 г.
Другим исследователем катакомб был А. Бозио, спустившийся в 1593 г. в катакомбы Домициллы. Результаты его работы (он открыл около 30 катакомб, хотя сам раскопок не проводил) были описаны в 3-х томном сочинении «Подземный Рим».
Рисунок 2. Катакомбы Домициллы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Сочинение Бозио в свет вышло уже после его смерти. Два художника, которые были наняты, изготовили копии изображений катакомб, но допустили в них неточности и ошибки.
Исследовательские работы в катакомбах в полном масштабе были начаты в XIX в.
Более 100 листов копий, хорошо сохранившихся катакомбных фресок за 12 лет работы сделал в конце XIX в. русский художник-акварелист Ф. П. Рейман.
Первые фотографии фресок из катакомб в 1903 г. сделал исследователь Иосиф Вильперта. Черно-белые фотографии, которые Вильперт лично раскрасил в цвета оригинальных изображений, были помещены в его книге «Живопись катакомб Рима».
Исследования катакомб с 1929 г. проводились под руководством Папской Комиссии по священной археологии. Сама эта комиссия была создана еще в 1852 г. по предложению де-Росси.
При комиссии есть институт христианской археологии, который занимается охраной и сохранением открытых катакомб. В ведении этого института также находятся исследования живописи и дальнейшие раскопки, толкование иконографии катакомбной живописи, открытие новых захоронений и неизвестных катакомб.
Последняя находка катакомб была сделана в 1994 г. после того, как в подвале обвалился пол, и обнаружился длинный коридор с античным входом.
Тайны римских катакомб
Римские катакомбы, скрытые под землей, являются одним из самых загадочных мест «Вечного города». Этот подземный мир таит в себе множество загадок прошлого.
Рисунок 3. Скелеты с драгоценностями. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Первое подземное кладбище, найденное под улицами Рима в 1578 г., называется «Катакомбы Присциллы». Здесь была обнаружена погребальная камера раннехристианских мучеников с человеческими скелетами, усыпанными драгоценными камнями.
Несколько позже под землей был обнаружен лабиринт из множества некрополей со своими улицамАвтор24 — интернет-биржа студенческих работи, перекрестками, площадями. Такое богатое убранство на скелетах, предполагают ученые, можно объяснить тем, что погребенных считали останками христианских святых, поэтому подземный римский мир часто называют «Катакомбами святых».