Селища
Селища чаще всего располагались в бассейнах и по берегам озер, там, где были условия для занятий земледелием и скотоводством. Реки играли роль главных путей сообщений.
Селились на приподнятых над уровнем речных долин берегах. Обычно поселения вытягивались полосой вдоль берега.
Размеры селищ были разными. Их площадь составляла от 1 тыс. до 45 тыс. кв. метров. Археологи пришли к выводу, что размеры селищ зависели от времени их появления. Так, по наблюдению историка и археолога В. В. Седова над сельскими поселениями Смоленщины расположены селища раннего времени (VIII-X вв.). Они отличались более крупными размерами.
О застройке деревенских поселений и типах жилых и хозяйственных построек известно очень мало. Исследователи считают, что господствовала рядовая застройка вдоль берегов рек и озер.
Ученые не обладают достаточной информацией, позволяющей утверждать, что в древнерусской деревне северо-западных областей преобладали земляночные типы жилищ. В процессе изучения характера застройки городов археологи установили, что кроме землянок и полуземлянок в деревнях были и наземные деревянные срубы.
Города
Изучение древнерусских городов началось в XX веке. Известно, что на территории Древней Руси было почти 1,5 тыс. городищ – укрепленных поселений.
Самые крупные городища являются большими и малыми городами, упоминания о многих из них содержатся письменных источниках.
В X веке насчитывалось 25 городов, среди них Белоозеро, Изборск, Киев, Ладога, Любечь, Муром, Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск, Чернигов и др.). В XI веке их количество увеличилось до 89. В XIII веке на территории Древней Руси было уже 300 городов.
К числу главных признаков древнерусского города относятся: наличие укреплений, дворов феодалов, ремесленного посада, торговли, административного управления, церквей.
Городские укрепления представляли собой крепостные стены по валу и рва.
После принятия христианства, в городах получила развитие монументальной архитектуры.
Первым каменным храмом на Руси принято считать Десятинную церковь (Богородицы). Она была построена в Киеве в конце X века византийскими мастерами.
Большую часть города занимали усадьбы горожан. Боярские усадьбы были более крупными, они располагались не только в центре, но и на территории посада.
Обычные горожане жили в небольших по размерам усадьбах. Бедные люди селились на окраинах или в слободах, окружавших город.
Большую часть города занимали одноэтажные срубные дома. Это был самый распространенный тип жилища у горожан. Срубный дом представлял собой клеть с приподнятым над землей деревянным полом печью округлой формы с отверстием для горшка или бортиками для жаровни, располагавшейся в дальнем от входа углу.
В XI веке печь стали устанавливать у входа. Параллельно со срубными домами в городах возводили двух-трех и четырехэтажные дома. Важной частью такого дома было крыльцо, которое было на второй этаж. На втором этаже располагались более теплые помещения.
Богатые дома были соединены крытыми галереями.
Бедные люди жили в полуземлянках.
В ходе археологических раскопок в городах были обнаружены мостовые, мосты, водопроводы, дренажные системы и колодцы. Таким образом, внутреннее устройство древнерусских городов отличалось высоким уровнем урбанистической культуры, которого в то время еще не достигли европейские города.
Курганы
Курганы были самыми массовыми памятниками древнерусской культуры IX-XI веков.
Самый крупный древнерусский некрополь был обнаружен в Гнездове под Смоленском. В нем было до 4 тыс. насыпей, тысячи курганов были насыпаны под Киевом и Черниговом, рядом с Тимеревым и другими погостами Верхнего Поволжья, во Владимиро-Суздальском ополье. Большие насыпи возводили в Новгородской земле.
Жители Древней Руси тратили много сил на возведение курганов, что говорит о том, в древнерусском обществе придавалось большое значение вопросам, связанным со смертью, особенно, если речь шла о смерти вождя, князя или воеводы.
Погребальные обряды славян второй половины I тыс. н. э. сохранили традицию погребений раннего железного века, однако подвергшуюся влиянию позднеримской культуры. Умерших сжигали, а их останки захоранивали в бескурганных могильниках или под небольшими полусферическими насыпями в ямках, иногда сожженные останки помещали в урны, погребальный инвентарь практически отсутствовал.
Одним из примеров погребения является погребение дружинника (курган № 13, раскопанный в Гнездове, датированный первой четвертью X века). Там были обнаружены сожженные остатки мужчины и женщины. Обряд кремации дополнен такими элементами ритуала, как «умерщвление оружия», предполагавший ломание меча и втыкание обломков в слой погребального кострища. Среди находок – амулет. По всему кострищу разбросаны фрагменты крымской амфоры. Также в захоронении были найдены сосуды-урны местного производства, византийский круговой кувшинчик, несколько десятков сердоликовых и хрустальных бус, остатки серебряной канители, которой была расшита одежда погребенных, и пять арабских монет. Наибольший интерес представляет надпись на амфоре. Одно из прочтений надписи — «гороуща», или «гороушна», т. е. «горчица» — это древнейшая кириллическая надпись на территории Восточной Европы.