До нашего времени не сохранились образцы древнегреческой живописи. Определенное представление о древнегреческой живописи можно получить лишь по рисункам, украшавшим гончарные изделия. Этот вид искусства называется вазописью. Конечно, она играла иную, чем живопись, роль в жизни греков, и, соответственно, выработала свой собственный художественный стиль.
Вазопись является очень важной частью древнегреческой культуры. На создание произведений искусства вазописцы тратили годы. Использовались различные стили росписи, например, протогеометрический и геометрический, ориентализирующий, чернофигурный, краснофигурный.
Художники-вазописцы часто изображали на вазах бытовые и шутливые моменты, а также сцены из повседневной жизни. Одним из распространенных сюжетов были занятия древних греков, к числу которых, в частности, относится кузнечное дело.
Изображения кузниц в вазописи
На чернофигурной вазе из Орвието изображена кузница VI века до н. э. Она хранится в Бостонском музее. Там изображен кузнец, который держит над головой топор.
Он собирается разрубить брусок, который его помощник держит щипцами на наковальне.
Также художник изобразил орудия труда кузнеца – молот, щипцы с шарниром. На стене изображены уже готовые изделия.
Еще одно известное изображение кузницы – это кузница на чернофигурной вазе VI века до н.э. из Вульчи. Древний мастер изобразил обнаженного кузнеца, который с помощью клещей вынимает из печи кусок металла, чтобы положить на наковальню.
Подмастерье раздувает в печи огонь с помощью мехов. Вокруг изображены кузнечные щипцы и молоты.
Вплоть до VI века до н. э. кузнецы использовали клещи в виде двух нескрепленных изогнутых стержней. С VI века до н. э. мастера стали использовать клещи с шарниром.
Чаще всего кузнецы использовали горячую обработку металла с многократным обжигом железа, в процессе которого происходили науглероживание железа и его закалка.
Известно, что в процессе обжига металла использовался бурый уголь.
Считается, что греческим мастерам не был известен способ литья железа.
Существование в Греции способа литья железа спорно, хотя Павсаний пишет, что Феодор Самосатский в VI в. до н. э. изобрел литье железа и стал отливать статуи. По свидетельству Геродота, Главк Хиосский в VII в. до н. э. изобрел способ соединения железа – сварку или спайку.
В VII-VI вв. процесс обработки железа усовершенствовался: появились новые меха, клещи с шарниром, стала применяться спайка железа.
«Мегарские чаши»
Из античных памятников самой распространенной находкой являются керамические сосуды. Наибольший интерес среди них представляют так называемые «мегарские чаши». Это связано со своеобразным художественным изяществом изделий, а также кратковременностью моды на такие сосуды, поэтому эти чаши считаются бесценными хронологическими индикаторами при датировке комплексов.
«Мегарские чаши» представляли собой сосуды с рельефным орнаментом и лаковым покрытием. Эти чаши стали производить в Афинах в начале последней четверти III века до н.э. Их название происходило от города Мегары в Греции, там находился один из очагов их изготовления.
«Мегарские чаши» стали очень популярными, их начали изготавливать в различных мастерских – в Коринфе, Аргосе, Пергаме, Эфесе, Милете, Смирне, Киме. Эти сосуды были популярным предметом торговли.
Мегарские чаши изготавливали в формах. Их украшали розетками (в виде стилизованного распустившегося многолепесткового цветка), гирляндами, меандрами (коленчатыми линиями с прямыми углами) и другими узорами.
Также на сосудах встречаются изображения людей и животных, а также мифические сюжеты.
Интересная по орнаментации «мегарская чаша» была обнаружена в одном из разграбленных погребений грунтового могильника городища Куру Баш недалеко от Феодосии.
На чаше изображена трехъярусная композиция. На первом ярусе изображены стилизованные листья плюща, на втором – букрании (головы крупного рогатого скота), декорированные гирляндами цветов и фруктов, украшенных лентами и ветвями с длинными, узкими листьями. На третьем ярусе художник изобразил сосуды — лагинос, кубок и амфора. Чаша была изготовлена в середине II веке до н. э. на Боспоре. Ее использовали для праздничных возлияний в честь Диониса. Возможно, ее владельцем был один из участников культовых церемоний.
Также известна «мегарская чаша» из могильника Беляус в Северо-Западном Крыму. На ее стенках изображены играющие на музыкальных инструментах Эроты.
Большая часть «мегарских чаш», найденных на территории Крыма, происходит из раскопок древнегреческих городов.