Археологи работают с огромным количеством источников датирования. Это и письменные источники, и надписи на артефактах, и художественные особенности изображений, и монеты, и годичные кольца сохранившихся бревен и др. У каждого источника есть свои плюсы и минусы.
Датировка по монетам
Для определения возраста монет, обнаруженных в ходе раскопок, археологи обращаются к специалистам по нумизматике.
Исследование монет позволяет получить уникальную информацию, которую нельзя извлечь из других источников. Например, на основании исследования монет удалось составить список боспорских царей середины III века н. э.
Однако есть вопросы, которые находятся на стыке двух наук – археологии и нумизматики.
Нумизмат может определить, когда была отчеканена монета, но только археолог будет принимать во внимание данные, с помощью которых он сможет вычислить промежуток времени между чеканкой монеты и ее попаданием в слой поселения или в захоронение. Однако, одиночные монеты помогут лишь определить нижнюю дату слоя или комплекса.
Если в исследуемом историко-культурном регионе имеются монетные клады, то сравнение одиночных монет, найденных при раскопках, с монетами той же чеканки из кладов, позволяет получить дополнительную информацию для датировки.
Верхняя дата клада определяется самой поздней монетой. Определив дату клада, можно определить дату слоя или комплекса.
Датировка по художественным особенностям вещей
Немецкий историк искусства И. Винкельман во второй половине XVIII века разработал основные принципы изучения памятников древнего искусства. Данные принципы заключаются в том, что для каждой эпохи характерны свои особенности художественного творчества.
Метод датирования по художественным особенностям вещей подробно описывают А. И. Мартынов и Я. А. Шер в своей книге «Методы археологического исследования».
В процессе изучения художественных памятников археологи научаются распознавать стилистические особенности древних художественных произведений искусства. На основании этих особенности вырабатываются критерии, которые позволяют отличить трипольские статуэтки от похожих на них статуэток из Южной Туркмении.
Пока общие правила датировки по художественным особенностям произведения искусства еще не выработаны, однако наметились некоторые основы данного метода датирования.
Каждой эпохе свойственны те или иные стилистические особенности. Так, в палеолитическом искусстве лошадь рисовали не так, как в скифо-сибирском.
В рамках одной художественной традиции для создания различных образов использовались похожие или одинаковые изобразительные элементы.
Археолог мысленно расчленяет изображения на отдельные элементы и ищет похожие в других материалах, то есть датировка по художественным особенностям делается во взаимосвязи с датировками по аналогиям.
Датировка по аналогиям
Древние люди активно обменивались вещами. Существовали разные каналы обмена: натуральный обмен, торговля, грабеж и др. Вот почему часто бывает так, что археологи при раскопках находят вещи, сделанные за тысячи километров от места находок. Однако в таких случаях сложно определить, сколько времени вещь перемещалась от места изготовления до места обнаружения.
Довольно надежные результаты позволяет получить метод перекрестных датировок, при котором комплексы выстраиваются в датировочную цепь как бы навстречу друг другу. Такие даты были установлены английским историком и археологом Артуром Эвансом для II периода среднеминойской культуры. В этом слое была обнаружена египетская статуэтка с надписью, по которой она была датирована временем XII - XIII династии (XX-XVIII вв. до н. э.). Вместе с тем в Египте при раскопках памятников XX-XIX вв. до н. э. (Абидос, Кахуна) было обнаружено большое количество черепков керамики стиля Камарсс, характерной для среднеминойского периода II. Но такие случаи бывают редко. Состыковать между собой можно только археологические комплексы, имеющие в своем составе идентичные вещи. Однако в древности в ручном производстве невозможно было изготовить две абсолютно одинаковые вещи.
Чаще археологи находят аналогичные, то есть похожие между собой вещи. Археологи рассуждают следующим образом: например, предмет А был найден в Египте и по надписи датируется временем t. Предмет Б найден в комплексе, дата которого неизвестна, но этот предмет похож на предмет А. Следовательно, предмет Б можно датировать временем, близким к периоду t.
В поисках аналогий археологи обращают внимание не только на сходство между вещами (по форме, технологии изготовления), но и на сходство между признаками, что иногда дает более достоверные основания для датировок.
Бывает, что сходство между вещами возникает независимо от культурных влияний, на основании функциональных или технических задач, которые решали люди, проживавшие в сходных природных и социальных условиях люди.
Сходство между отдельными признаками тоже может быть случайным.
Самым надежными основаниями для датировки по аналогиям являются сочетания разных вещей или разных признаков в одном закрытом комплексе.