История керамики
Изделия, полученные в ходе спекания различных сортов глины с минеральными примесями, относят к керамике.
Термин имеет греческое происхождение и в переводе означает «глина». Ассортимент керамических изделий очень широк – предметы посуды, вазы, фигурки, картины, чайники, подсвечники и др.
Керамика зародилась в древнейшие времена, она развивалась одновременно в разных районах планеты, а важным событием в ее истории является появление гончарного круга.
Рисунок 1. Горшок эпохи неолита. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Развитие керамического производства шло на уровне прикладного искусства. Уже остатки первобытной посуды, найденные археологами, имели орнамент, правда, первоначально наделенный магическим значением.
В художественной керамике особым событием стало появление на Древнем Востоке цветной глазури. В Древнем Иране стены храмов украшали рельефные глазурованные панно, а изделия Древней Греции являлись удивительными произведениями керамического искусства.
На сосудах, сделанных из простой глины, древнегреческие мастера делали роспись черным лаком, художники изображали на них сцены повседневной жизни, мифические сюжеты, спортивные состязания.
Керамические изделия Персии и Средней Азии получили в Средние века мировое признание. Высоко ценились разноцветные, расписанные затейливыми орнаментами-арабесками блюда, глазурованные вазы.
В мусульманских странах керамическое производство было особенно широко развито, потому что их религия запрещала в быту использовать металлическую посуду.
Керамика в Европе претерпела второе рождение в эпоху Ренессанса. Итальянские мастера на своих вазах, блюдах, картинах использовали яркие пейзажи и сцены из Библии. В это время свое развитие получает майолика – вид итальянской керамики, изделиями из которой были украшены многие храмы и дворцы.
Несмотря на то, что со временем методики производства керамических изделий и технологии видоизменились, производство керамических изделий с помощью гончарного круга, остается неизменным. Конечно, на фарфоровых заводах используется литье в гипсовые формы, но только на гончарном круге можно изготовить глиняный шедевр.
Орнамент керамики
Под орнаментом понимается способ украшения керамики. Художественная обработка изделий из керамики зависит от особенностей материала.
Начиная с неолита, самым массовым видом находок на месте поселений была керамика. Горшки этого времени имели большие размеры и очень тонкие стенки.
Керамика была хрупкой, поэтому на месте поселений накапливалось большое количество черепков.
Наиболее распространенным способом был гребенчатый орнамент. На сырой и еще не обожженный сосуд каким-нибудь зубчатым инструментом наносили ленты параллельных насечек, геометрические фигуры и др. После того, как на сосуд наносили рисунок, его обжигали.
Узоры наносились очень точно и гармонировали с горшками, имеющими яйцевидную форму. В расположении фигур соблюдалась строгая ритмичность, иногда рисунок располагался в шахматном порядке – это говорит о том, что 6 тыс. лет назад законы симметрии были хорошо известны.
На первом этапе орнамент процарапывали на сырой глине острой палочкой, позднее появились штампы из круглых плоских галек. Гальки подбирали довольно красивые. Зубчиками по краям таких галек наносили нарезки.
Когда краем такого штампа надавливали по сырой глине, то получался отпечаток. Оттиски таких штампов получили название «гребенчатые» или «зубчатые».
Сложность рисунку придавала комбинация различных штампов. Все, что окружало первобытного человека, все, чем он жил, изображалось на горшках – это могли быть волны, озеро, птицы и др.
Орнаменты на сосудах могли выполнять какую-то ритуальную цель.
В курганах Урала II тыс. до нашей эры найдены сосуды с любопытными рисунками птиц. На сосуде из могильника Черняки довольно точно изображены утки, у крайних были подрисованы даже лапки, следующие показаны схематичнее, а последние показаны зигзагом.
На дне некоторых сосудов такими же зигзагами была нарисована свастика, которая являлась древнейшим элементом орнамента.
В керамической посуде выделяют три основных типа – фаянс, керамика, фарфор. Классификация зависит от глины и температуры, необходимой для обжига.
Керамику украшали разными способами – покрывали глазурью, раскрашивали вручную, использовали шликер. Шликер – это декоративная смесь из воды и глины тонкого помола, наносимая на поверхность сосуда как краска.
Использовали гравировку, вырезая узоры на глиняной поверхности.
Видов орнаментов керамики очень много, например, выемчатый орнамент – до обжига сосуда вырезали полоски или узоры на его мягкой поверхности, которые заполняли белой пастой, что красиво выглядело на темном фоне.
Впоследствии широкое распространение получила деколь – одно- или мгногокрасочный рисунок, который наносился на посуду с помощью переводной картинки.
Деколь может быть обычной и сдвижной. Обычная деколь рукой почти не ощущается, а сам рисунок чуть матовый, переходящий из одного тона в другой. У сдвижной деколи слой краски был толще, а цвет более насыщенный без перехода тонов.
Формы керамических изделий
Форма посуды имела очень большое значение. Она определялась предназначением сосуда, а исходя из этого, к нему подбирали цвет и орнамент.
Для гончарных изделий наиболее распространенной была округлая форма, потому что символ круга был самым древним орнаментом и формой. Для обозначения круглой формы славяне использовали два слова – «круг» и «коло», отличавшиеся по своему значению. Несколько меньше распространялись квадратные формы и узоры.
Посуда необходима в хозяйстве, потребность в ней возникла тогда, когда древний человек понял необходимость запасать пищу, а потом готовить в ней.
Сама керамика является маркером для датирования культурных слоев, которые открываются археологам при раскопках. Множество форм керамической посуде придумали древние греки, и самой известной стала амфора, представляющая собой сосуд яйцеобразной формы с двумя ручками.
Рисунок 2. Амфоры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Нижняя часть амфор иногда была ссуженной, а верхняя часть с узким горлом – расширенной. Амфоры, как правило, имели две вертикальные ручки и служили для транспортировки вина и масла.
Время от времени форма амфор претерпевала изменения и была связана с местом ее изготовления. Продолговатая форма амфор позволяла легко укладывать их веером в трюмы древних кораблей.
Амфорами пользовались не только греки, при раскопках их находили в Причерноморье и в Крыму.
На амфоры похожи гидрии – это сосуды для воды с длинной шейкой и с тремя ручками. Две горизонтальные ручки располагались по бокам, третья ручка была вертикальная. Отличались они от амфор большей округлостью.
Гидрии носили на голове или на плече и ходили с ними к источнику за водой. Иногда их использовали для хранения пепла умерших.
Широкие сосуды для питья, напоминавшие кубок, получили название канфары. Они имели две ручки и высокую ножку. Ручки канфары выступали за верхнюю линию сосуда. Канфары были атрибутом Геракла и Диониса, который часто изображался с канфарой в руке.
Вино древние греки пили из сосуда, имевшего вид плоской чаши иногда на ножке, а иногда на невысоком поддоне с двумя горизонтальными ручками. Назывался такой сосуд килик.
Наружная и внутренняя его часть украшалась росписью. Многие килики имели надпись – «радуйся и пей счастливо».
Древние греки пили вино, разбавленное с водой. Несмотря на то, что пьянство в Древней Греции было распространено, тем не менее, употребление неразбавленного вина считалось дикостью.
Вино и воду смешивали в специальных сосудах – кратерах. Они были больших размеров с широким устьем, напоминавшим котел. По бокам кратеров были две ручки.