Железный век – эпоха в истории человечества, характеризующаяся распространением металлургии железа и изготовления железных орудий. Со временем железо вытеснило орудия из камня и частично бронзы. Это повлекло значительные перемены в производственной деятельности человека.
В эту эпоху усложняется духовная культура. В железном веке появились художники, певцы и сказители.
Главным видом творческой деятельности в то время было прикладное искусство. Лучшие его образцы археологи находят в погребениях военных вождей. Это предметы сделаны на высоком профессиональном уровне.
В железном веке ведущую роль вождя стремились подчеркнуть с помощью элементов одежды, оружия, украшений, конской упряжи. Все это должно было быть очень пышным и богатым. Изобразительное искусство в железном веке отличается декоративностью, орнаментальностью и сложными композициями.
Анализ памятников первобытного творчества показывает изменения его содержания. Если сначала древние художники изображали животных как объект охоты, то в более поздние эпохи главным содержанием изобразительного искусства стал человек.
Первобытное искусство легло в основу искусства раннеклассовых государств Древнего Востока, античного мира и средневековой Европы.
Архитектура
В эпоху железного века люди жили в больших домах. Хозяйство, очаг и кладовые были общими. Разложение рода, выделение парной семьи привело к появлению жилища с обособленными хозяйственными пристройками.
Примером такого поселения является городище Чудаки, расположенное в Юргамышьском районе Челябинской области. Оно датировано второй половиной I тыс. до н. э.
Построенные на территории городища жилища располагались по кругу. Каждый дом состоял из двух отделений.
В первом отделении хранили хозяйственные запасы. Это отделение было соединено со вторым отделением коридором. В центре второго отделения располагался очаг, а по углам были небольшие комнаты с очагами. Общая площадь второго отделения составляла 130 кв. метров, а площадь комнат – 6-12 кв. метров.
Жилые помещения были углублены в землю на метр. С соседними жилыми помещениями их соединял коридор.
Также на территории городища Чудаки были жилища и меньшей площади – до 30-35 кв. метров.
Жилища другого типа были найдены на территории поселения у Бискупинского озера. Дома были разделены на несколько секций (от 3 до 12) общей площадью 70-80 кв. метров.
Каждая секция представляла собой жилое помещение с очагом и сенями, иногда с кладовой. Входы в дома делали со стороны улицы, окон не было. Стены состояли из горизонтально уложенных бревен, крыша была двускатной.
Художественное творчество
Яркие образцы художественного творчество железного века связаны с культурой скифов. В основном скифские мастера изготавливали украшения, оружие, конскую упряжь. Все это использовалось не только в качестве украшений, но и как магические предметы.
Характерной особенностью скифской культуры является так называемый звериный стиль. Скифские мастера изображали хищных зверей и птиц –львов, пантер, тигров, барсов, орлов. Помимо того встречаются изображения оленей, козлов, кабанов, баранов и рыб, а также фантастических животных, например, грифонов (животных с телом льва, головой и крыльями орла). Обычно мастера изображали зверей в состоянии борьбы.
Скифы изображали и не только фигуры, но и отдельные части тела животных и птиц – голову, клювы, копыта, лапы. Например, на рукоятках кинжалов часто встречаются – головы или клювы птиц.
Животных изображали довольно реалистично. В VII–VI вв. до н. э. в произведениях звериного стиля реалистичность соединялась с декоративностью и стилизацией.
всадника. Скифская культура. V-IV вв. до н. э. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Фигурка всадника. Скифская культура. V-IV вв. до н. э. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Со временем изображения стали более схематичными. Фигуры животных «спрятались» в сложном орнаментальном мотиве, при этом композиционное мастерство и выразительность остались на таком же высоком уровне.
Керамика
Активно развивалась керамика. Стали появляться ее новые формы. На стенках сосудов изображались животные и люди, обычно это были герои мифов и легенд. Формы и очертания керамических изделий стали более точными и гармоничными. Среди археологических находок встречаются сосуды со скульптурным завершением: на разных частях изделия могли изображать фигурки людей, птиц или животных.
Стенки сосудов украшали гравировками со сценами пира, праздников, охоты, сражений. В железном веке мастера стремились более точно изобразить окружавшую его действительность.