Холм Калабак-Тепе является самой важной частью Милета, в которой сосредоточены архаические слои этого древнего города.
Первые археологические раскопки на Калабак-Тепе проводились в 1904-1909 годах под руководством немецкого археолога Теодора Виганда.
В 80-90-е гг. XX века раскопками архаических слоев на холмах Калабак-Тепе и Зейтин-Тепе руководил археолог Фолькмар фон Граев.
Милет в эпоху архаики
В эпоху архаики Милет был одним из крупных ионийских городов на побережье Малой Азии. В начале VIII века до н. э. Милет, благодаря наличию удобной гавани и огромных складов, играл значительную роль в морской торговле.
Милет специализировался на торговле шерстяными тканями, металлическими и керамическими изделиями.
Милетские купцы слыли успешными торговцами. Они были столь удачливы, что термин «милетский купец» употребляли для обозначения счастливых и успешных людей.
В Милете получили развитие наука и философия. Так, в VI веке до н. э. в Милете жил и работал знаменитый историк и географ Гекатей. Он является автором подробного описания Ойкумены – всех стран, известных на тот момент эллинам. Его главный труд, дошедший до нашего времени в виде нескольких сотен разрозненных фрагментов, изначально представлял собой две книги – «Азия» и «Европа».
Гекатей Милетский внес большой вклад в формирование географической науки Греции и Европы в целом.
Развитие философии в Милете связано с именем Фалеса Милетского. Фалес был основоположником так называемой Милетской школы философии. Кроме того, Фалес занимался астрономией и умел предсказывать солнечные затмения.
Также в Милете развивалось градостроительство. Систему планировки городов, согласно литературным источникам, создал Гипподам Милетский. Его концепция базируется на прямоугольной сетке улиц. Исследователи считают, что в Милете в эпоху архаики эта система только начинала внедряться в практику, так как на акрополе и в нижнем городе не было обнаружено следов такого планирования.
Вероятно, на создание такой концепции Гипподама вдохновил опыт колонизации побережья Черного моря. Дело в том, что четкая планировка возможно лишь при условии, что город был только что основан. Созданная Гипподамом Милеским система планировки городов прослеживается в Ольвии – одной из первых колоний Милета.
Находки на холме Калабак-Тепе
В ходе раскопок на холме Калабак-Тепе были найдены стены и фундаменты эллинистического города. Также там были обнаружены обширные остатки классического города V века до н. э. Самыми значимыми среди находок являются руины греко-римского театра и примыкающего к нему византийского замка.
Под архаическим храмом богини Афины были обнаружены овальные каменные строения, относящиеся в IX веку до н. э. Исследователи решили, что это карийские святилища либо дома, похожие на те, что были найдены в древней Смирне.
Акрополь Милета на Калабак-Тепе был заселен в эпоху архаику. Это был период расцвета Милета. Тогда увеличилось население города, что по времени совпадает со строительством храмов в Дидимах.
Жители Милета верили, что основателями города были ионийцы, по большей части афиняне. Однако археологически раскопки это не подтверждают. Вместе с тем с раннего времени здесь прослеживается греческое влияние.
В архаических слоях Милета были обнаружены поселения и оборонительные сооружения на акрополе, храм Афины и другие строения около порта, остатки храмов Диониса, Деметры и Коры, а также пригородного святилища Афродиты на Зейтинтепе со стеной, окружавшей Милет.
Во второй половине VII века до н. э. холм Калабак-Тепе окружала стена. На южном склоне акрополя археологи раскопали сырцовые дома на каменном цоколе, сооруженные в VI веке до н. э.
У домов были плоские крыши и внутренние дворы. Также на Калаба-Тепе были печи для обжига. Кроме того, там были найдены бракованные терракоты и различные отходы, в том числе шлак.
Среди находок есть и колодцы, благодаря которым жители поселения на Калабак-Тепе получали воду.
Нижний город располагался на территории вокруг гавани и храма Афины.
Наибольший интерес среди находок периода архаики представляет кладовая с амфорами, что говорит о том, что местные жители вели активную торговлю.
Последующие раскопки в храме Афины обнаружили архаический колодец, заполненный архаической керамической посудой и амфорами.