Перун – бог-громовержец
Перун был верховным божеством древних славян. Именем этого бога клялись, он был хранителем законов, олицетворял силу и мощь, способствовал хорошему урожаю, покровительствовал княжеской власти и воинам. Культ Перуна был уничтожен после принятия христианства.
На древнеславянском языке имя божества звучало как Паркун. Подобно греческому Зевсу и германо-скандинавскому Тору, Перун ассоциировался у славян с громом и молнией.
Славяне представляли мир в образе дерева, обычно в образе дуба, его ствол отождествляли с живым миром, а корни с подземным. Перун управлял живым миром.
Оружием Перуна были топор, камни, палица и громовые стрелы. Славяне даже изготавливали амулеты в виде топориков. Такие обереги носили при себе дружинники.
Перун контролировал соблюдение миропорядка во Вселенной.
К нему обращались за помощью в период нападения врагов, пытавшихся захватить русские земли.
Также Перуна прославляли как бога, сила которого побуждала землю плодоносить. Он именовался подателем благ, утешителем и защитником, Отцом и Вождем.
В «Повести временных лет», датируемой началом XII века, говорится о том, как были установлены князем Владимиром идолы шести богов, среди которых главным был Перун. Он был верховным божеством Киевской и Новгородской Руси, именно Перун возглавлял пантеон богов древней Руси.
Что такое «громовые» стрелы
«Громовые» стрелы – это ископаемые доисторические кремневые орудия, а также фульгуриты и белемниты которые многие народы наделяли магическими свойствами.
Объекты, которые назывались «громовыми стрелами», делятся на три класса. Первый класс – это фульгуриты. Они формируются в земле после удара молнии - оксид кремния, который в большом количестве содержится в почве, в этот момент расплавляется, а потом застывает, в результате получаются пальцеобразные продолговатые камешки - фульгуриты. Но фульгуриты встречались редко, поэтому чаще за «громовые» стрелы славяне принимали объекты, происхождение которых не было связано с молниями, а именно, - наконечники стрел, изготовленных в эпоху каменного века.
Вместе с каменными наконечниками стрел иногда находили и каменные топоры.
Считалось, что громовая стрела является оружием бога-громовержца, с помощью которого он борется с нечистой силой. Громовые стрелы уходят в землю при ударе молнии, а потом медленно выходят на поверхность. Существовало поверье, что громовые стрелы можно найти в телах людей, пораженных молнией.
По славянским поверьям, бог-громовержец Перун использовал в качестве оружия палицу, топор, камни и «громовые стрелы». Славяне верили, что ископаемые моллюски-белемниты, наконечники стрел и копий и фульгуриты — это «громовые стрелы» Перуна.
Считалось, что эти артефакты обладают магическими свойствами. Так, славяне верили, что сих помощью можно лечить болезни. Против суеверного почитания «громовых стрел» выступали древнерусские книжники в Кормчих книгах.
В 1717 году заведующий Ватиканским ботаническим садом Михаил Маркати написал книгу, посвященную «громовым» стрелам, под названием «Каменные орудия — произведения рук человеческих». Там он развенчивает миф о чудодейственных свойствах этих артефактов. До выхода книги древние каменные орудия клали под стреху крыши для защиты от молнии, носили на себе, как талисман и даже принимали внутрь толченный камень в качестве лекарства.
Для чего использовали «громовые» стрелы
Славяне использовали «громовые» стрелы не только для защиты дома от молнии. Обладатели этих артефактов ходили с ними к знахарям, а те «превращали» их в амулет, который защищал своих владельцев от порчи и колдовства.
Славяне верили, что вода, которой были омыты «громовые» стрелы, может исцелить от разных заболеваний.
«Громовые» стрелы нашли широкое применение в магии. Это были и талисманы, приносящие удачу, и средство для лечения ожогов, обморожений и снятия зубной боли.
Существовали обряды с «громовыми» стрелами. Так, собираясь в дальнюю дорогу, «громовую» стрелу брали в правую руку, крестились ею или крестили того, кто уезжал.
Также был известен обряд на богатство. Для этого брали золотое украшение, заворачивали его в тряпицу вместе с громовой стрелой и читали заговор. Считалось, что такой обряд привлекает деньги.