Что такое экспозиция
В течение длительного времени не существовало понятия «экспозиция археологических находок». Оно появилось лишь в 80-90-е гг. XIX века. В тот период по мере роста и расширения музейных коллекций из «демонстрационных коллекций» выделяют археологические находки и редкости. По словам советского и российского музееведа Т. П. Полякова, в конце XIX века не было таких понятий, как «метод», «экспозиция» и «проектирование». Все это заменялось одним словом – музей. Тогда коллекция музея и была экспозицией, то есть была открыта для публичного осмотра.
Слово «экспозиция» происходит от латинского слова «expositio», что в переводе означает выставлять. «Экспозиция» - это совокупность артефактов, выставленных для всеобщего обозрения.
В нашей стране это понятие начало применяться в 60-70-е гг. прошлого века. Именно в советское время складывается понятие «экспозиция» как показа, связанного с архитектурно-художественными основами. Это было связано с деятельностью знаменитой Сенежской студии, во главе которой стоял Е. А. Розенблюм.
Способы экспонирования
Главная особенность экспонирования археологических находок – это их привязка к определенному месту. Специалистам, работающим с такими артефактами, приходится строить экспозицию на основании расположения памятников. Другими словами, от расположения вскрытых археологических памятников зависят условия и методы экспонирования.
Выделяют три способа экспонирования:
- открытый, когда объекты полностью открыты для осмотра;
- полуоткрытый (показ объектов допустим только в бортах раскопа);
- закрытый (такой способ состоит из засыпки раскопанных объектов и выведения современной «экспозиционной» кладки на поверхность).
Встречается еще один способ экспонирования. Условно его можно назвать павильонный. В таком случае памятник экспонируется внутри здания.
У каждого из перечисленных способов есть свои плюсы и минусы. Например, благодаря открытому способу экспонирования есть возможность получить больше информации об археологическом памятнике, но это опасно для его физического состояния.
Полуоткрытый способ экспонирования является более безопасным, но та артефакт выглядит менее презентабельно. Кроме того, снижается «информативная» ценность памятника.
Закрытое экспонирование позволяет приостановить процесс разрушения памятника, но экспозиция теряет предмет экспонирования — сам памятник. Неизбежный процесс разрушения памятника при открытом и полуоткрытом способе показа заставляет использовать «павильонный» способ, при котором памятник археологии теряет визуальные связи с современной архитектурной средой.
Данный способ показа применим не только в городских условиях. Так, он используется в Булгарском музее-заповеднике, где археологические останки экспонируются внутри Восточного мавзолея: это белокаменные саркофаги, деревянные остатки гробов, а также хозяйственные ямы и фрагменты кирпичного гончарного горна. Посетители могут осматривать экспозицию с обзорной площадки, которая проходит по середине мавзолея на уровне современного пола.
В зарубежной практике был распространен комбинированный способ экспонирования археологического памятника. Например, в Германии на территории, принадлежащей общине Гешинген, в 1973 году были найдены останки римской виллы III в. н. э. Благодаря раскопкам была определена планировка памятника, а также отдельные сохранившиеся фрагменты здания. Многие вскрытые части памятника были законсервированы и сейчас экспонируются без реконструкции, а часть главного дома удалось восстановить по материалам раскопок Помпеи.
Особенности организации осмотра экспозиций
Одной из проблем организации показа археологического комплекса является создание площадок для осмотра экспозиций. Дело в то, что именно от их расположения зависит восприятие музеефицированного объекта посетителями. В частности, речь идет о закреплении стенок раскопок. Считается, что оптимальный вариант – это обустройство скошенных бортов раскопов крутизной не более 45°.
Еще одна особенность экспонирования археологического комплекса – это компактность его расположения, что позволяет дать более полную и понятную картину планировки древнего города.
Отдельную проблему составляет использование с экспозиции музея-заповедника реконструкций и памятников привезенных извне.
Реконструкции, которые часто выполняются на высоком научном уровне, являются скорее гипотезой. Их используют во время исследований, но их существование в экспозиции музея-заповедника, по мнению экспертов, спорно. Однако благодаря реконструкциям экспозиции становятся более наглядными. Например, можно «достроить» гончарный горн, печь, какой-либо другой объект. Такой способ довольно экономичен и безопасен для состояния объекта (так как нагрузка на древнюю кладку минимальна), помимо того, он может предохранить объект от вредных внешних воздействий. При этом у посетителей будет возможность увидеть подлинный объект.