Города Древней Руси
Гардарики (страна городов) – так называли Русь в скандинавских сагах, так как в ней уже в IX в., по мнению историка М. Н. Тихомирова, насчитывалось более 25 городов, в их числе: Белоозеро, Муром, Новгород, Киев, Ладога, Смоленск, Чернигов, Полоцк. Ростов, Любеч.
Средневековой русский город представлял собой укрепленное и огороженное место. Этим собственно он и отличался от сельской местности. Городские поселения в основном возникали вблизи рек, которые обеспечивали естественную линию защиты и способствовали развитию торговли.
Древнерусские города имели свою начальную точку роста, которой являлась крепость (детинец). Вокруг крепости появлялись отдельные поселения, которые позже превращались в посады. Исходя из военных соображений, крепости располагали на высоких холмах.
Стены вокруг города, на первых порах деревянные, были необходимым элементом. Часто стены окружали рвами и валами. Эти меры были необходимы, потому что города выполняли важную функцию, обеспечивая безопасность горожан.
При приближении врага за городские укрепления сбегалось все население с окрестностей. С появлением городских посадов появляются новые термины, например, горожанин, который стал применяться для обозначения городских жителей, летописец называет время его появления – около 997 г.
Городские посады имели свои центры, где проходила общественная и экономическая жизнь. Этими центрами были торги или торговища, являвшиеся вторым элементом города.
Нерегулярность застройки являлась характерной чертой древнерусских городов, а о существовании купеческих или ремесленных кварталов специалисты строят только догадки.
Города были доступны всем, кто хотел в них поселиться. Самым крупным городом был Киев, население которого в годы его расцвета достигало несколько десятков тысяч. Для того периода это был город-гигант.
Новгород тоже был крупнейшим городским центром с населением 10-15 тыс. человек в XI в. Крупными городами были Чернигов, Галич, оба Владимира, Полоцк, Смоленск. Не отставали от них Ростов, Суздаль, Витебск, Рязань, Переяславль Русский.
Основная часть городов Руси были небольшими с населением около 1000 человек.
По - поводу происхождения Древнерусских городов существует несколько теорий. Идею о торговле отстаивал В. О. Ключевский, считая ее движущей силой возникновения ранних городов, большая часть которых длинной цепью вытянулась по речному пути «из варяг в греки».
Историк С. В. Юшков считал, что города строили князья, а не купцы. В его представлении русский город XI-XIII вв. был деревянным замком на высоком берегу реки, который, прежде всего, был сборным пунктом для военных сил, финансово-административным центром.
Современные исследователи древнерусский город рассматривают как сложный социокультурный феномен, который не укладывается ни к его определению, ни к причинам возникновения.
Жизнь древнерусских городов
Все древнерусские города, впрочем, как и западные, носили аграрный характер и имели тесную связь с сельскохозяйственным окружением. Городские жители в городской черте и за ее пределами имели огороды и сады, занимались животноводством.
Археологи находят при раскопках крупнейших городов косы, мотыги, ручные жернова, рыболовные крючки, кости домашних животных и др. Тем не менее, экономику городов определяло не сельское хозяйство – горожане занимались в основном торговлей и ремеслом.
Ремесленники Древнерусских городов представляли собой не только особую, но и основную группу населения. Жизнь этих людей оценивалась довольно высоко – Русская Правда говорит о том, что за убийство ремесленника назначался штраф в 12 гривен, а это были большие деньги.
По данным Б. А. Рыбакова в Древней Руси специальностей ремесленников насчитывалось до 64, среди которых были плотники, копьевщики, кузнецы, оружейники, золотники, портные, ткачи и др.
Рисунок 1. Занятия горожан. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На первых порах работа ремесленников была на заказ – знать заказывала украшения, предметы роскоши, дорогое оружие. С появлением технических новинок во второй половине XII в., начался переход к выпуску массовой продукции.
Помимо ремесла, хозяйственное лицо городов определяла и торговля, поэтому во всех древнерусских городах обязательной составной частью был городской рынок. Торговище, так называли рынок, было самым оживленным городским местом, где не только продавали и покупали, но еще и объявляли распоряжения князя.
В русском законодательстве в XI-XII вв. выделялся особый слой торговых людей – купцов. Основным направлением торговой деятельности был внешний рынок. Русские купцы в то время торговали медом, воском, мехами, льном, пенькой, выделанной кожей, тюленьими и моржовыми шкурами, салом, треской, семгой, смолой.
Из-за границы на Русь завозили шелк, тонкое полотно, сукно, ювелирные изделия, металл, вино и др. Пользуясь большим весом в политических делах, купцы играли большую роль в жизни городов и по рангу стояли сразу за боярами.
Дальняя торговля и, возникавшие в связи с ней трудности, заставляли купечество объединяться, создавая купеческие корпоративные организации. Создавались они по типу западноевропейских купеческих гильдий. Например, группа «гречников» выделилась в Киеве, купцы этой группы торговали в Византии. Им приходилось нанимать или закупать ладьи, а также нанимать команду матросов для защиты своих интересов.
Купцы, торговавшие в Крыму и на Северном Кавказе, образовали корпорацию «залозников». Новгородские купцы, торговавшие воском со странами Северной и Западной Европы, назывались «вошники». Их организация называлась «Иваново сто», центром которой стал храм Святого Иоанна Предтечи на Опоках.
Вблизи храма, построенного в 1127 г., располагался общественный гостиный двор, где складывались все товары, и находилась палата для деловых совещаний – гридница.
Привозимый из Новгорода воск, взвешивали на эталонных весах, стоявших около церкви, где проходил торг. В «Иваново сто» мог вступить только очень богатый купец, поскольку вступительный взнос был большой, зато членство в организации передавалось по наследству.
Основные торговые пути средневековья
С развитием торговли постепенно складывались и торговые пути, которые связывали многие государства и их народы. Одним из главных торговых путей был Волго-Балтийский, являвшийся главной водной магистралью Восточной Европы в VIII-IX вв.
Путь проходил от устья Волги до ее истока, затем по Ладожскому озеру и реке Волхов на побережье Балтики. Этот торговый путь связывал Балтийское побережье и провинции Арабского халифата.
Арабский дирхем с этого периода стал основной денежной единицей для Прибалтики и народов Восточной Европы. Археологи нашли вдоль этого пути около 2-х тыс. кладов, в которых содержалось более 250 тыс. арабских монет.
Главными торговыми центрами на этом пути были Старая Ладога, Булгар, Итиль. Торговля по этому пути в начале XI в. стала затихать ввиду того, что началось ослабление Арабского халифата, а с другой стороны, началась экспансия в славянские земли немецких рыцарей.
В конце IX- начале X в. был освоен торговый путь «из варяг в греки», соединявший Балтийское и Черное моря. Торговля по этой водной артерии велась между Скандинавией, Прибалтикой, Русью и Византией. Суда из Черного моря двигались до верховий Днепра, затем их волоком перетаскивали в реку Ловать и до озера Ильмень.
Рисунок 2. Путь "из варяг в греки". Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
От озера по реке Волхов суда заходили в Неву и далее в Балтийское море, которое в то время называли Варяжским.
Существует летописная легенда, согласно которой по пути «из варяг в греки» странствовал апостол Андрей Первозванный.
Торговые караванные пути, которые связывали Китай с Передней Азией, а позже и с Прибалтикой носили общее название «Великий шелковый путь». Этот путь активно действовал со II в. до нашей эры и до XVI в. нашей эры.
Начало пути, протяженность которого достигала 7000 км, находилось в центральных районах Китая. У города Дуньхуан маршрут делился на две ветви – южную и северную. Южная ветвь проходила через города Хотан, Балх, Мерв.
Северная ветвь шла через Турфан, Самарканд, Мерв. В Мерве Шелковый путь соединялся и дальше через Багдад и Нису следовал к портам Восточного Средиземноморья.
Основная часть Шелкового пути в V-VI вв. была в руках согдийских и иранских купцов, а позже, с образованием Арабского халифата в VII в., перешла к арабам.
Два водных маршрута этого пути в конце VIII-IX вв. проходили через Восточную Европу. Одна дорога вела на Волгу через Каспийское море и дальше в Прибалтику. Вторая дорога шла на Дон через Сирию и Закавказье.
Шелковый путь заканчивался в Юго-Восточной Прибалтике и прекратил свое существование с 830-х годов. После распада Арабского халифата и развитием морского дела купцы освоили более короткие торговые пути.