Деревня Карфи
Свое название деревня Карфи получила от горной вершины, поднимающейся над уровнем моря на 1100 м.
Перед раскопками, которые проводились с 1937-1939 гг. археологи рисовали план местности, поскольку на земле первоначальные очертания деревни были неразличимы.
Предполагают, что раскопана была не вся территория, а только ее часть. Эта деревня-убежище окончательно заброшена была в субминойский период.
В деревне проживало около 3500 человек, занимались они выпасом животных, охотой и выращиванием оливок. Северные ветры сюда не проникали, поэтому, несмотря на высоту, люди могли проживать в деревне в течение круглого года. Правда, в зимний период, здесь было довольно холодно.
В деревне были одноэтажные дома, мощеные улицы и дворы. Недалеко от самого поселения находилось два кладбища, рядом били два родника, значит, у людей была свежая пресная вода.
У источников были найдены остатки небольших гробниц-толосов. Всего их насчитывалось 21.
Некоторые места в Карфи определялись как места культовой деятельности – это были святилища богинь с поднятыми вверх руками, помещения для подношений, комнаты с фигурками, комнаты, в которых были найдены сосуды для возлияний.
Для разных частей деревни характерны были разные ритуалы, потому что использовалось разное культовое оборудование, а сами ритуалы могли проводиться в разное время года. Кроме этого, они отличались от тех, что были найдены на других стоянках.
Из находок в трех зданиях были обнаружены терракотовые статуи богинь с поднятыми руками, что для этого периода было характерно. Храм, представлял собой большую прямоугольную площадку, изначально археологи считали, что он был открытый, но позже выяснили, что у него была крыша, а рядом располагалась открытая площадка, примыкавшая к зданию.
В храме были найдены пять фигурок богинь. Их, вместе с фигурками животных и панцирем тритона, использовали во время проведения ритуалов.
Из других артефактов были обнаружены фрагменты змееподобных труб, цилиндрические подставки, жаровни, топки, глиняная посуда и кухонные сосуды.
В деревне находилось еще два святилища – одно святилище с фигурами богинь находилось в Торговом квартале, а второе – в Святилище Великого Дома.
Археологи предполагают, что это святилище было центром элитных социальных ритуалов. Предполагают, что фигурки людей должны были быть жертвами или подношениями. Фигурки животных заменяли настоящих жертвенных животных.
Культовой зоной была 27-ая комната, потому что в ней были найдены две необычные риты, использовавшиеся для возлияний. Одну риту сверху украшала голова человека, а другая была в форме колесницы с возницей и бычьими головами.
На основании этого специалисты считают, что ритуалы в деревне проводились не только в храме, но и в других местах. Предметы культа говорят о преемственности минойской религии, даже спустя время после того, как минойцы потеряли на острове политическую власть.
Богини из Карфи
В этой горной деревне фрагмент минойской цивилизации в течение 400 лет сохранялся нетронутым. Археологические раскопки Карфи включают жилые комплексы и святилища, в которых были обнаружены вотивные фигуры – эти глиняные религиозные фигурки изображали богинь с поднятыми вверх руками, одетых в цилиндрические юбки.
Для позднеминойского периода характерными были примитивные глиняные идолы. Подобные изображения происходили из «святилища двойного топора», а более поздние из святилища в Карфи и Гази.
В этих примитивно вылепленных фигурках сохраняются черты «Богинь со змеями» – широкая юбка в виде колокола, слабо проработанная грудь, маскообразное лицо. Руки богинь подняты к небу, ладони сильно вытянуты, очевидно, что они находились в состоянии моления.
Друг от друга богини отличаются головными уборами. Голова одной богини из Карфи увенчана «рогами посвящения», а голова другой - птицами.
У богини из Гази на голове коробочки из мака.
Рисунок 1. Богини из Карфи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Еще одна терракотовая женская фигурка происходит из Пискокефало и датируется 1800 г. до Рождества Христова. Представлена она в состоянии моления.
Правая рука фигурки лежит на правом плече, а левая обвивает талию. Моделировка формы, отмечает Б. Р. Виппер, имеет чрезвычайную мягкость, а гибкое мягкое тело словно облеплено одеждой.
Мощным пластическим акцентом в этой статуэтке является жест. Критский скульптор, таким образом, пытался выйти за пределы моторно-осязательных в область оптических представлений.
Разгадка пластики женских образов, возможно, кроется в гипотезе Ю. В. Андреева. Он считает, что критскому обществу свойствен был высокий уровень социальной активности критских женщин, а существовавшая там система впервые приблизилась к матриархату.
Своего рода «минойский матриархат» можно понять как защитную реакцию. Архаичная и неподготовленная социальная система вышла из состояния затяжной стагнации очень быстро для нее, переходя от первобытнообщинного строя к классам и государству.
Преобладание женских образов, что тоже, возможно, было связано с особенностями минойского пантеона. «Минойский пантеон», считает Ю. В. Андреев, довольно аморфный и слабо дифференцирован внутренне.
Центральная фигура этого пантеона – так называемая Великая богиня, как бы дробится на множество ипостасей, причем, каждая из них при ближайшем рассмотрении может оказаться самостоятельным божеством. Правда, между собой они не так и различались. Поодиночке изображения женского божества могут различаться позами, атрибутами, жестами и др.
Основной вопрос, который должен быть решен, заключается в том, кого имел в виду автор этих скульптурок – разных божественных индивидов или это одно и то же божество в разных воплощениях. Ни позы, ни атрибуты, ни жесты при решении основного вопроса совсем не являются надежной опорой.
Статуэтки критской Великой Матери
Во время археологических раскопок в 1903 г. Кносского дворца в храмовом хранилище были найдены 2 женские статуэтки, получившие название «Богини со змеями». Материалом их изготовления был фаянс с применением техники глазурования кварцевой пастой.
Изображенные женщины были одеты в пышные одежды с плотным лифом, обнажающим грудь, и широкими юбками. В своих руках они держали змей. Меньшая по высоте фигурка держит змей поднятыми вверх руками, и ее голова покрыта убором с изображением животного из семейства кошачьих.
У второй фигурки головной убор высокий и опоясывают ее три змеи – одна оплетает руки и спину, другая опоясывает талию и грудь, а третья сидит на головном уборе. Богини со змеями – это богини природы и жизненных сил, являющиеся роскошным образом Великой Матери, отвечающей за круговорот рождения и смерти.
Рисунок 2. Статуэтки критской Великой Матери. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На плодородную силу и мощь Великой минойской богини указывает открытая большая грудь.
Мощь плодородия в природе наблюдается в многообразии растительного и животного мира. Змеи – это хтоническая сила – дикая энергия темной подземной стихии, защищающая все живое и безжалостно уничтожающая угрозы.
Но, не только хтоническую силу символизируют змеи, они – символ обновления жизни, поскольку умеют сбрасывать старую кожу.
На Крите, уже в конце минойской цивилизации, появились «Богини с поднятыми руками» – это был особый тип фигур Великой Богини.
Данный тип показывал близость Богини к людям, принятие ею обращений молящихся. Богини с поднятыми руками относились к культовым объектам, потому что находили их при раскопках в крытых помещениях или на возвышенных скамьях.
Основная часть богинь с поднятыми руками были коронованы символами неба и земли – это могли быть птицы, стебли растений, змеи, бычьи рога, отражавшие плодородие и покровительство Великой Богини.
Одна из богинь с поднятыми руками, найденная в городке Гази, была коронована плодами мака, и, исходя из этого, она получила название «Маковая богиня».
Поскольку мак обладает седативными свойствами, то статуя, возможно, передавала информацию о том, что Богиня может снимать боль и исцелять больных.
Наиболее ранние статуэтки Богини с поднятыми руками были маленьких размеров и, скорее всего, предназначались для дома, а не для храма.