Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Археологический объект и историческая действительность

Археология и история

Исторической наукой археология считалась не всегда. Ее относили и к естественным наукам и к искусствоведению. В начале 30-х годов в России начал складываться подход к археологии как исторической науке, а на Западе этот подход сложился несколько позже.

Египетскими и античными текстами, библейскими сказаниями в середине прошлого века исчерпывалось значение исторической древности. Документальный материал, полученный в ходе раскопок, был в археологии основополагающим.

Археология. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Археология. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Те понятия, которыми пользовалась археология, например, общность, ареал, археологическая культура, могли показаться, что наука работала сама на себя, на свои внутренние потребности. Однако в той или иной мере археология занималась исторической реконструкцией.

Конечно, уровень этих реконструкций был разный. Все, что сегодня известно о первобытной истории в основном получено по данным археологии, поскольку кроме археологических материалов других не было.

Безусловно, без данных археологии только по клинописным текстам и папирусам представить древний мир было бы невозможно. Да и сами эти тексты были открыты благодаря археологическим раскопкам.

Именно благодаря раскопкам была открыта Троя, Микены, остатки Ниневии, Вавилона и других древних поселений.

Археологические материалы для исторических реконструкций приобретали особое историческое значение. В более поздние сроки археологические данные для исторических реконструкций имели не меньшее значение.

Например, без археологических данных нельзя было бы восстановить историю расселения восточных славян.

«Археологический объект и историческая действительность» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Таким образом, археология оказывает большую помощь в изложении главных страниц исторического развития.

Или взять историю городов, которая современному человеку довольно хорошо известна, известны исторические и архитектурные памятники городов, летописные своды и др. Однако если бы история русских городов не была подкреплена материалами археологических раскопок, то была бы значительно обеднена.

В самой истории есть такие специфические области, которые в основном являются объектами изучения археологии.

Важное в истории человечества событие перехода к земледелию и скотоводству без археологических данных решить было бы невозможно. Привлечение методов других наук позволяют комплексно решить многие проблемы истории.

Успехи археологии налицо, но истолкование археологического материала и процесс его осмысления еще не имеет четкого методического и теоретического обобщения.

Археологические объекты

Замечание 1

Под археологическим объектом понимаются материальные остатки со следами деятельности человека и информацией о такой деятельности.

Археологический объект. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Археологический объект. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Реконструкция исторического процесса субъективна по форме и объективна по содержанию. Объект к исследованию может быть доступным как непосредственно, так и опосредованно.

Археологический источник, считает Ю. Н. Захарук, противостоит исторической действительности, поэтому к развивающимся объект археологии не относится. Другая точка зрения была у Л. С. Клейна.

Он, в своей статье говорил о том, что вещь отдельно сама по себе статична и конечна, но в совокупности археологических источников выражается их развитие. По отдельности каждая вещь будет являться готовым предметом, но в своей совокупности эти вещи приводят к изменчивости материальной культуры.

Несмотря на то, что объектом изучения археологии являются археологические источники в их совокупности, однако, в широком смысле объектом ее познания является общество, общественно-исторический процесс.

Если сравнить археологический источник с письменным, то можно заметить, что первый источник материальный. Письменность служит способом передачи, сохранения и отображения информации в текстовом виде. Специалисты, изучая письменные источники, исследуют, прежде всего, текст.

Вещь, как археологический источник имеет физические, морфологические и другие вещественные свойства, поэтому большое значение в археологическом исследовании имеют естественнонаучные методы.

Археология дает знания о дописьменном периоде, и, надо сказать, что значение археологических источников стало уменьшаться с распространением письменности, поэтому в истории человечества выделяется «археологический» период.

Поскольку совокупность археологических объектов является результатом деятельности человека, то вне этой деятельности они не существуют. Результат деятельности людей может существовать только внутри системы взаимодействия людей.

Взаимодействие между людьми не зависит от конкретных общественно-исторических условий, порождающих это взаимодействие. Но, здесь есть и обратная зависимость, которая заключается в том, что в процессе деятельности людей развиваются системы их взаимодействий, вследствие чего возможен исторический процесс.

Предмет исторической науки – закономерности процесса развития общества, предшествующего настоящему.

Любой археологический объект является продуктом человеческой деятельности и не может существовать отдельно от нее. Человеческая деятельность не может существовать вне общества, вне системы их взаимодействия, а это значит, что археологические объекты являются результатом этого взаимодействия, и, следовательно, результатом общественно-исторических процессов.

Любая деятельность человека и любой ее продукт будут являться отражением общественных отношений и общественно-исторических условий.

Историческая действительность

Под исторической действительностью понимается объективная историческая реальность, противостоящая субъекту исторического познания.

Понятие «объективная историческая реальность» в классической науке является синонимом «исторической действительности». Историческая действительность через объективную реальность подчеркивает, с одной стороны, важный момент – существование прошлого до сознания субъекта исторического познания.

С другой стороны – не дает возможности различать в теоретическом сознании историческую действительность и историческую реальность.

В исторической не классической науке выделяется два «мира прошлого» – мир исторической действительности и мир исторической реальности.

Мир исторической действительности означает прошлое, которое вовлечено в процесс исторического познания, а мир исторической реальности является образом прошлого, сконструированным в сознании субъекта исторического познания.

Мир исторической действительности не всегда становится миром исторической реальности.

Как прошлое, историческая действительность существует в настоящем в трех формах:

  • утилитарное прошлое как дидактический сегмент настоящего;
  • зафиксированное прошлое как продукт прошлой деятельности человека, которая сохранилась в настоящем;
  • когнитивное прошлое – это образ прошлого в историческом сознании.

Историческая действительность как историческое бытие существовало объективно, т. е. до субъекта исторического познания.

Историческая действительность – это трансцендентное прошлое, оно не оставило после себя «считываемых следов», оно растворилось во времени, с одной стороны.

С другой стороны, это прошлое оставило «следы», поэтому стало доступным. Оставленные «следы» являются основой реконструкции исторической действительности и являются тем содержанием, которое соединяет разные исторические реальности.

Через «следы-посредники» можно реконструировать историческую действительность в историческом сознании различных субъектов исторического познания.

Реконструкция будет сопровождаться производством разных картин исторической реальности как репрезентаций «мира истории».

Картины-репрезентации в виде разных когнитивных образов, поставленные на место исторической действительности, посылают такие же личные «послания» субъектов познавательной деятельности, как и сама историческая действительность.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 28.04.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot