Проблеме генезиса и этнической истории веси посвящена работа Л. А. Голубевой «Весь и славяне на Белом озере. X–XIII вв.» (1973 год). Данное исследование стало значимым шагом вперед в деле изучения белозерской веси.
В 80-е годы прошлого века исследованиями в бассейне реки Суды занялся А. Н. Башенькин. Он обнаружил и раскопал большое количество могильников и поселений, содержавших материалы культуры финно-угорского населения. Находки датированы с начала I тыс. н.э. до XIII века н. э. Башенькин отнес эти археологические материалы к культуре судской веси (составной части веси белозерской).
Ему удалось реконструировать историю населения бассейна р. Суды и выделить в ней несколько периодов.
Башенькин считал ошибочным вывод Голубевой о том, что веси относятся к прибалтийско-финским народам. Он утверждал, что судская весь и в целом весь белозерская были близки по своей культуре к поволжским финнам. Отличительная черта культуры веси, считал Башенькин, это сочетание восточно-финских и прибалтийско-финских элементов в женском костюме, бытовых предметах, керамике и орудиях труда.
Результаты современных исследований культуры веси представлены в статье А. В. Кудряшова «Белозерская весь: современный взгляд».
Особенности культуры веси
Культура веси начала формировать в конце I тыс. до н. э. – начале I тыс. н. э. В то время на Суду и на Мологу начали проникать группы восточно-финского населения Волго-Окского междуречья и Прикамья. Они привнесли в культуру новые элементы женской одежды, новые виды погребальных сооружений.
В конце 80-х гг. прошлого века в ходе экспедиции в бассейне Шексны и Белого озера под руководством А.В. Кудряшова было изучено более 220 памятников эпохи Средневековья.
Археологи раскопали 13 могильников и 21 поселение. На поселениях было изучено 11 550 кв. метров площади культурного слоя.
На реке Андоге, одном из самых крупных притоков р. Суды, экспедицией Череповецкого музейного объединения были обнаружены поселения и могильники, датированные от VII-VIII до X-XI вв. Речь идет о таких комплексах, как «Черный ручей» и «Ступолохта». В результате раскопок этих памятников археологи обнаружили огромное количество древних артефактов.
Комплексы «Черный ручей» и «Ступолохта»
В могильнике Черный ручей 4, на поселении Черный ручей 2 и в найденном при нем «погребальном комплексе» были обнаружены детали неволинских поясов – пряжки, наконечники ремней и различные поясные накладки, а также браслеты, арочная подвеска с изображением медведя в «жертвенной позе», железная подвеска с отверстием, изображающая коня, бесцветные прозрачные бусы с красными глазками, бусы с выпуклыми глазками. Среди находок также присутствуют ножи с прямой спинкой, инструменты-лопаточки, шумящие подвески и их детали и многое другое.
Погребения по обряду сожжения археологи датировали VII–VIII вв.
При изучении комплекса «Ступолохта» было найдено большое количество лепной керамики. Среди находок сосуды, свойственные культуре финно-угорских народов Поволжья – мери, мордвы, марийцев и народов Прикамья.
Керамические изделия слабо орнаментированы – из 2 228 найденных фрагментов всего лишь 34 черепка были орнаментированны.
Жилища
Домостроительные традиции местного финно-угорского населения в разных районах Белозерья были разными.
Например, на поселении Черный ручей 2 были найдены постройки-полуземлянки, имеющие в плане прямоугольную форму. Постройки были датированы VIII-IX вв.
В принадлежавшем поселению могильнике Черный ручей 4 одна из больших могильных ям, содержащая погребения по обряду кремации, имела форму и размеры, близкие постройке, исследованной на поселении. Здесь же были изучены остатки других построек, в том числе и наземных.
При раскопках поселения Ступолохта также были обнаружены остатки углубленной в землю постройки подпрямоугольной в плане формы, внутри котлована был очаг.
На Средней Шексне на реке Суде в результате исследований поселений тоже были найдены постройки, углубленные в землю. Форма этих сооружений была необычной. Они находились в котлованах удлиненно-овальной формы. Длина таких сооружений была до 9–10 м, ширина – до 2,5 м.
Также при раскопках были найдены керамические сосуды.
В целом можно сказать, что большую часть керамики VIII-X вв., найденной на памятниках «Черного ручья» и «Ступолохты», составили сосуды восточно-финского происхождения.
Женский костюм
Женский костюм местного финно-угорского населения менялся на протяжении VIII-X вв. Появление металлических деталей указывает на сильное влияние на него культур населения Прикамья и Поволжья. Это и неволинские поясные наборы, и входящие в ансамбль костюма шумящие украшения, детали головных уборов, браслеты, перстни и другие предметы.
В IX-X вв. в местном костюме появляются элементы женских костюмов, распространенных в землях марийцев, мордвы, муромы, а также на территории Волжской Булгарии. Это шейные гривны «глазовского типа», шумящие подвески со щитками различных форм, коньковые подвески, сумочки с бронзовыми оковками, наборные пояса и другие элементы.
В X-XI вв. в женском костюме становится больше мерянских компонентов, это втульчатые височные кольца, шумящие подвески со щитками цилиндрической и треугольной форм, зооморфные украшения. В X – начале XI вв. в регион стали проникать украшения «прибалтийско-финских» и славянских типов– ладьевидные браслеты, зооморфные подвески, височные кольца.
По мнению Кудряшова, появление в регионе новых украшений и деталей может быть связано с торговыми контактами и миграцией населения.
Исследования показали, что в бассейне Шексны и Белого озера культура местного финно-угорского населения в конце I тыс. имела полиэтничный характер.
Несмотря на то, что весь впитывала в себя элементы других культуры, ей удалось сохранить важный компонент своей культуры – погребальный обряд кремации.
Что касается материальных вещей-этномаркеров, принадлежавших веси, то единственным таким предметом являются литые браслеты с каннелюрами, которые археологи находили почти по всей территории Белозерья и которые больше не встречаются нигде.