Внешний облик древних жилищ в Японии был реконструирован по редким археологическим находкам – в основном это фигурки из глины, бронзовые артефакты с изображением первобытного жилья (V тыс. до н. э. – VII век н. э.).
С течением времени жилища менялись, поэтому выделяют три периода древней японской архитектуры.
Эпоха Дзёмон
В эпоху Дзёмон (до III века до н. э.) жилища назывались «тата-ана-дзюкё», что означает «дом в яме», иначе землянка. Японцы выкапывали углубление и хорошо утаптывали землю, после чего строили над ямой конусовидный деревянный каркас. Сверху каркас накрывали травой или соломой. На крышу ставили емкости для сбора дождевой воды.
Землянки были разными по размерам и толщине крыши.
Позднее в японских поселениях стали появляться каменные ритуальные круги. Археологи считают, что тата-ана-дзюкё выполняли также роль культовых сооружений.
Эпоха Яёй
В период Яёй (до середины III века н. э.) постройки стали более удобными. Японцы стали выращивать рис, что привело к оседлому образу жизни. Для сохранения урожая крестьяне стали строить амбары.
В период Яёй появились хранилища для зерна – такаюка. Это были примитивные здания - над землей на вертикальных опорах строили деревянный сарай с двускатной крышей. Если в амбаре не было зерна, то в нем жили люди. Со временем там стали селиться вожди племени.
Большой интерес для историков представляют глиняные модели домов III-IV вв., найденные в ходе раскопок на острове Хонсю. Среди них выделяется изображение одноэтажного дома с расширяющимися к основанию стенами. На каждой стене имелись четырехугольные пристройки с большими прямоугольными окнами.
Центральная часть здания увенчана высокой седлообразной кровлей с выступающими на торцах полуовальными высокими фронтонами. Две боковые пристройки также перекрыты двускатными крышами, которые завершены небольшими полуовальными фронтонами. У двух других боковых пристроек были трехскатные крыши с седлообразными возвышениями. Несмотря на то, что здание было разделено на несколько частей, благодаря общности форм не нарушалось впечатление единства сооружения в целом.
Подобные здания свидетельствуют о развитии архитектурных приемов деревянного зодчества в первые века нашей эры.
Период Кофун
В III-V вв. в Японии стали появляться сооружений нового типа – огромные усыпальницы. Первые такие сооружения были построены рядом с городами Осака и Нара, во главе которых стояло семейство Кофун. В этих гробницах хоронили правителей и знатных людей и их родственников.
Изначально могилы эпохи Кофун представляли собой насыпные курганы с квадратным или круглым основанием. Вскоре простые захоронения трансформировались в целые архитектурные комплексы.
Таким образом, усыпальницы периода Кофун постепенно превратились в сложные многоступенчатые сооружения. Иногда их оформляли как парковые зоны. Курганные насыпи были окружены рвом с водой, засаженным по периметру растениями.
Синтоистские и буддийские традиции в архитектуре Японии
В I-III веках н.э. храмы в Японии приобрели характерные архитектурные элементы, отличавшие их от жилищ.
В V-VII вв. в Японии активно возводятся религиозные комплексы. Традиционная вера японцев – синтоизм – была основана на почитании духов умерших, что находило отражение и во внешнем облике храмов.
С проникновением в страну буддизма из Китая в VII веке архитектура японских храмов стала претерпевать изменения – в первую очередь появились каменные фундаменты.
Синтоистские храмы представляли собой деревянные сооружения с массивными двускатными крышами, далеко выступающими за пределы постройки. Такая архитектура связана с тем, что в Японии был теплый климат и часто шли сильные дожди.
Под влиянием буддизма в Японии стали появляться буддийские пагоды. Отличительная особенность этих храмов – сильно выгнутые крыши с приподнятыми вверх концами. Деревянные части храма украшали резьбой. металлическими элементами, позолотой или росписью.
Рисунок 1. Японский храм. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Японский храм, независимо от того, синтоистский он или буддийский, - это не отдельное здание, а целый ансамбль. Изначально он включал в себя семь элементов:
- внешние ворота,
- главный храм,
- храм для проповеди (кодо),
- колокольня,
- библиотека,
- сокровищница,
- пагода.
Все древние архитектурные памятники Японии были деревянными. Это было связано с несколькими причинами. Одна из них – это сейсмоактивность японского архипелага. Древнейшей деревянной постройкой в Японии является храм Хорюдзи. Построенный в 607 году н.э. он стойко выдержал огромное количество землетрясений и стихийных бедствий.
Во второй половины VIII века в восприятии японцев различия между божествами синтоистского и буддийского пантеонов постепенно стираются, поэтому в синтоистских постройках стали появляться элементы буддийской архитектуры.