Вильгельм Дерпфельд
Вильгельм Дерпфельд – немецкий археолог, архитектор и историк искусства, он был последователем Г. Шлимана и продолжил раскопки Трои.
Дерпфельд родился 26 декабря 1853 года в городе Бармен. Его отец - Фридрих-Вильям Дерпфельд – был школьным учителем, общественным деятелем и прихожанином евангелистской церкви.
Отец будущего исследователи делал все для того, чтобы сын изучал Библию и классические языки – древнегреческий и латинский.
После окончания школы Дерпфельд переехал в Берлин. Там он поступил в местную Академию архитектуры. Кроме того, Вильгельм работал проектировщиком в Рейнской железнодорожной компании. Образование нужно было оплачивать, а семья не могла материально помогать сыну.
Одним из преподавателей Дерпфельда был Фридрих Адлер, историк искусства, специалист по средневековой и античной архитектуре. Встреча с этим человеком оказала большое влияние на жизнь Дерпфельда.
Дерпфельд женился на дочери Адлера и благодаря его помощи в 1877 году отправился в свою первую археологическую экспедицию. Он принимал участие в раскопках греческой Олимпии, которыми руководил знаменитый историк Эрнст Курциус.
В период с 1878 по 1886 год Вильгельм занимался исследованиями в Тиринфе, Пергаме и Микенах.
Среди первых археологических находок Дерпфельда были такие уникальные артефакты как статуя Гермеса работы афинского скульптора Праксителя — единственное его произведение, сохранившееся в оригинале, Пергамский алтарь и дворец в Тиринфе.
В 1882 году Дерпфельд вместе со Шлиманом работал на раскопках холмах Гиссарлык, под которым скрывалась Троя.
Дерпфельд знал методику датировки древних памятников с помощью стратиграфического инструментария, чем и пользовался Шлиман, который был археологом-любителем и не обладал необходимыми знаниями.
Также Вильгельм помог сохранить огромное количество уникальных артефактов, которые Шлиман, занимавшийся поисками Трои, не считал ценными находками.
Кроме того, Дерпфельд был одним из тех, кто активно поддерживал и развивал идею Шлимана о том, что Гиссарлык скрывает руины Трои, в то время как большинство ученых в это не верили.
В ходе совместных исследований археологам удалось выделить основные культурные слои Трои. Они предположили, какой именно уровень мог быть «гомеровским».
Речь шла о Трое II, поселении, которое было разрушено в результате сильного пожара. Мысль о его эпической судьбе возникла у исследователей после того как был найден клад с драгоценностями и оружием, который Шлиман принял за «клад Приама».
В конце XIX века Дерпфельд переехал в Грецию.
Участие Дерпфельда в работе Археологического общества в Афинах
Археологическое общество было основано в 1837 году, почти сразу после воссоздания греческого государства. Общество было создано с целью поощрения археологических раскопок, организации и обустройства выставок древностей в Греции.
Дерпфельд принимал активное участие в раскопах, проводившихся Греческим археологическим обществом на афинском акрополе. В результате этих раскопок он пришел к важным выводам относительно строительной деятельности в Афинах в эпоху Кимона и Перикла.
Исследование Пропилей привело Дерпфельда к выводу, что план их восходит к эпохе еще Кимона. Фундамент Парфенона, считал Дерпфельд, тоже был заложен при Кимоне.
Дерпфельд обнаружил остатки Эрехфейона, древнего храма Афины, построенного при Писистратидах и разрушенного во время разгрома Афин персами.
Дерпфельд занимался раскопками между ареопагом и Пниксом, в результате чего ему удалось уяснить топографию Афин.
Он считал, что на западном склоне ареопага находился знаменитый источник Эннеакрунос, святилище Диониса Ленейского.
В своем труде под названием «Das griechische Theater» Дерпфельд доказал, что первоначально актеры и хор выступали на орхестре, а на заднем плане находилась постройка с плоской крышей, а не возвышенная сцена. Данное открытие имело значение, как для греческой архитектуры, так и для истории греческой драматургии.
Дерпфельд доказал, что в греческих храмах не использовали освещение закрытого помещения посредством верхнего света.
Самые значимые места, где применялась методика Дерпфельда, были Троя, Афины, Пергам. Именно там выработалась методика ведения раскопок, ставшая канонической.