На территории между Ладожским, Онежским и Белым озерами, т. е. в Межозерье на рубеже нашей эры и в последующем тысячелетии шли процессы формирования финноязычных народов, названия которых упоминаются лишь в письменных источниках I тыс. н. э.
Археологические памятники, связываемые с летописной весью, располагаются в трех частях Межозерья:
- Юго-Западном Белозерье,
- Восточном Прионежье,
- Юго-Восточном Приладожье.
Памятники Юго-Западного Белозерья
На территории Юго-Западного Белозерья в ходе археологических раскопок были найдены разнообразные погребальные памятники и поселения. В результате было собрано большое количество археологического материала датируемого периодом с начала нашей эры по XIII век.
Выяснилось, что памятники из районов рек Суды и Чагодощи отличаются по форме могильников, материальной культуре, ритуалам захоронений. Возможно, это связано с тем, что эти памятники были созданы разноэтничным населением.
По мнению исследователей, памятники бассейна реки Чагодоши были созданы верхневожскими кривичами, так как в их погребальном обряде и инвентаре имеются общие черты с псковско-новгородской и смоленско-полоцкой группами кривичей.
В районе реки Суды с начала нашей эры проживало финноязычное население. Для его культуры характерны грунтовые могильники с трупосожжениями и так называемые дома мертвых в виде прямоугольных в плане дерево-земляных сооружений, окруженных рвами и содержащих остатки трупосожжений. В настоящее время известно около 15 таких памятников. Исследователи связывают погребальный обряд и инвентарь этих памятников с летописной весью. С VI века данный район стал центром формирования веси (А. М. Пашков. Весь (по археологическим материалам) // Прибалтийско-финские народы России. Москва. «Наука» 2003г. с.333-341).
В I тысячелетии здесь появились курганные могильники. На этом основании выделяют особую группу судской веси.
Памятники Восточного Прионежья
Среди находок, относящихся к концу IX - третьей четверти X века и обнаруженных на территории Восточного Прионежья, встречаются юго-восточные (волго-окские и пермские) и западные (прибалтийско-финские с примесью славянских и скандинавских вещей) культурные элементы. В находках, относящихся к концу X - XI вв. чаще присутствуют славянский и прибалтийско-финские компоненты.
Наибольший интерес представляют раскопки у поселения Крутик. Здесь были найдены обломки керамических изделий, украшения женского костюма, орудия труда и бытовые предметы.
Славянские элементы в культуре Крутика встречаются редко, так как ко времени проникновения славян на территорию Белозерья, поселение уже перестало существовать.
Жилища Крутика были наземными, срубными. Они строились на подсыпке из глины. Внутри их был сделан очаг. Очаги использовались не только в бытовых, но и в производственных целях, в первую очередь в металлургическом производстве.
Мастера Крутика владели приемами выделки высококачественных сталей, методами проковки чередующихся полос железа и стали. В Крутике развивались литейное производство, домашние ремесла, обработка кости, дерева, шерсти, ткачество, прядение, а также гончарное и камнерезное дело (Голубева, Кочкуркина, 1991. с. 39, 70-71).
Среди памятников XI-XIII вв. в Восточном Прионежье также стоит отметить селища, открытые поселения и грунтовые могильники. Курганы встречаются редко.
Памятники Юго-Восточного Приладожья
Третий район расселения веси – это Юго-Восточное Приладожье. На этой территории сохранились памятники эпохи железа и I тысячелетия н. э. Древности эпохи Х-ХI вв. однородны и представлены в основном курганами.
Сожженные и несожженые останки в них помещали по разные стороны от очага в положении на спине, головой на юг или с небольшим отклонением в сторону.
В курганах конца IX - начала XI вв. преобладает обряд трупосожжения, а ы курганах XI-XII вв. – обряд трупоположения с южной ориентировкой умерших. В этот период появляются могильные ямы.
Из погребального инвентаря в приладожских курганах были обнаружены кухонный инвентарь (сковорода, лопатка, горшки).
У приладожского населения, благодаря контактам с ладожскими мастерами, активно развивалось кузнечное ремесло.
В женских захоронениях найдено большое количество украшений – золото- и серебростеклянные бусы, разнообразные подвески – зоо- и орнитоморфные, а также бронзовые спиральки.
Из украшений на территории Южного Приладожья широко были распространены бронзовые бубенчики шаровидной и грушевидной формы с крестовидной прорезью, характерные для многих древнерусских памятников.
С середины XI в. в обиход вошли различные типы височных колец, что связано частью с приходом славян и с подражанием славянским украшениям.
Среди находок, найденных в курганах, также были остатки шерстяных, льняных, конопляных и шелковых тканей.
В мужских погребениях было найдено мало инвентаря. В захоронениях X века в основном были найдены мечи, наконечники копий и боевые топоры. В мужских захоронениях XI-XII вв. присутствуют топор, нож, кресало, а также детали мужского костюма – относятся фибулы, поясные кольца и пряжки.
Также в погребениях обнаружены кости промысловых животных - кабана, лося, зайца, медведя и птиц. В некоторых насыпях были обнаружены солома, кости домашние животных – коров, овец, свиней и лошадей, что указывает на то, что население занималось земледелием и животноводством.
Таким образом, наличие отличий в материальной культуре трех групп археологических памятников, расположенных в Юго-Западном Белозерье, Восточном Прионежье и Юго-Восточном Приладожье, говорит о том, что памятники были созданы представителями различных этнографических групп вепсской народности – белозерской, судской и приладожской. Население каждой из них создавало определенные типы памятников, которые отличались геополитическим положением, культурным влиянием и этническими процессами.