Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Амфитеатры в Помпеях, Путеолах, Капуе

Амфитеатр в Помпеях

В Помпеях сохранился один из старейших амфитеатров Древнего Рима. Амфитеатр был возведен около 70 г. до нашей эры, но именовался он «спектакула», что означало какое-то место, где проходят зрелища.

Название спектакула могли носить не только театры, но и амфитеатры. В переводе с греческого языка «амфи» означает «напротив», а «театрон» – «театр». Таким образом, амфитеатр дословно означает «два театра напротив друг друга», «здание для представлений».

Арена амфитеатра в форме эллипса, размером 66,7 на 35,0 м и 35 рядов с местами для зрителей, были углублены в землю во избежание расходов на высокую внешнюю стену.

Для сооружения земляного вала под трибунами использовали вынутый грунт. Подпирался он массивной кладкой с мощными контрфорсами. Восточную часть здания подпирала городская стена.

Амфитеатр в Помпеях. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Амфитеатр в Помпеях. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

До верхних рядов зрители добирались по крытой галерее, которая располагалась на арках, переброшенных между контрфорсами. Снаружи к контрфорсам были пристроены 6 лестниц, опиравшиеся на арочные конструкции.

Архитекторы Помпеи при сооружении амфитеатра использовали внутренние коридоры и наружные лестницы во избежание толкотни и давки при входе и выходе из амфитеатра. Два входа из шести, ширина которых была 5 м, вели на арену. Эти входы были предназначены для гладиаторов и зверей.

Амфитеатр близко подходил к городской стене с западной стороны и в этом месте вход шел в сторону арены под прямым углом. С этой же стороны параллельно были сделаны два узких прохода, ведущих в коридор, проходивший вокруг всего здания под нижними рядами второго яруса.

«Амфитеатры в Помпеях, Путеолах, Капуе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

С противоположной стороны тоже были устроены два таких же прохода. С обеих сторон по центру большой оси коридор был перегорожен глухой стеной. При выходе и при входе, таким образом, толпа разбивалась на два потока и расходилась по рядам первого и второго ярусов по лестницам.

Для официальных лиц, городской знати и городских властей предназначался первый ярус. Между зрительскими местами первого и второго ярусов находился высокий парапет, хорошо сохранившийся. Третий ярус, где всегда толпился народ, для зрителей был бесплатным. На него можно было подняться по лестницам со второго яруса, либо спуститься на него с верхней террасы.

Наружу при необходимости можно было выйти прямо с арены узким и темным выходом. Через эту, своего рода «дверь смерти», выносили тела убитых гладиаторов и трупы животных. Рядом с этим проходом находилась маленькая комната, которую использовали как пункт оказания первой помощи – сполиарий.

Арена от мест зрителей первого ряда была отделена узкой двухметровой стеной с металлической решеткой. По всей вероятности, это была защита от диких зверей.

Крыши над амфитеатром не было, ее заменял тент (веларий), который натягивали в сильную жару или в дождь.

Амфитеатр в Путеолах

В конце I в. нашей эры был воздвигнут один из самых интересных амфитеатров в Путеолах (Паццуоли). По величине это был третий римский амфитеатр после Колизея и амфитеатра в Капуе. Строительство амфитеатра шло при императорах династии Флавиев.

Закладывали его при Веспасиане, а окончание строительства происходило при его сыне – Тите. Амфитеатр строился на пересечении дорог из Неаполя, Капуи и Кум. Он являлся центром культурной жизни Путеол – это латинское название города.

Вместимость амфитеатра составляла около 40 тыс. человек. О внутреннем устройстве амфитеатра говорят только уцелевшие остатки. Здание не сохранило фасада.

Амфитеатр в Путеолах. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Амфитеатр в Путеолах. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Амфитеатр был оснащен специальной системой водозабора и водосброса, а это говорит о том, что он был приспособлен для навмахий. Система позволяла производить промывку всего здания после представлений и, более того, она включала подземелья под ареной, особенно нуждавшиеся в очистке из-за содержания там животных.

С помощью гидравлического устройства можно было отводить влагу, которая после дождей скапливалась под ареной. Материалом для строительства здания послужил бетон, облицованный ретикулатом с кирпичной прослойкой.

На арену, размером 72 на 42 м, открывались 4 трехпролетных сводчатых входа, располагавшихся по обеим осям здания, которое имело длину 149 м. и ширину 116 м.

Арена была оснащена рядом подземных сводчатых галерей. Крыша длинного рва в центре иногда служила сценической площадкой. По сторонам галерей находилось около 80 помещений, облицованных кирпичом, многие из которых квадратными люками выходили на арену.

В южной части здания вблизи кольцевого коридора находилась небольшая часовня с апсидой, что являлось особенностью этого амфитеатра. Часовня была предназначена для гладиаторов, поскольку с арены не всегда возвращались живыми.

Зрительный зал имел три яруса и для защиты от света и осадков оборудован тентом. Подвальные помещения, уходили на глубину 7 м. и оказались неповрежденными, поэтому можно увидеть детали тех механизмов, с помощью которых поднимали на арену клетки со зверями.

Есть предание, рассказывающее, что при Диоклетиане, в 305 г. нашей эры арена амфитеатра стала местом казни святых Прокла и Януария, которые стали будущими покровителями городов Поццуоли и Неаполя. Святые были приговорены к мучительной смерти – на глазах публики их должны были растерзать дикие звери.

Звери отказались убивать святых, опустившись перед ними на колени. Тогда святых обезглавили в вулкане Сольфатара, расположенном поблизости от амфитеатра.

Камера, в которой держали святых заключенных, стала часовней. Амфитеатр в позднеантичный период забросили, и он частично был засыпан пеплом от извержения Сольфатары.

Амфитеатр в Капуе

Одним из крупнейших после Колизея был амфитеатр в Капуе, построенный Августом в I в. до нашей эры. Капуя сегодня – это небольшой провинциальный городок, который когда-то соперничал с Римом. Сегодня его главной достопримечательностью является амфитеатр, один из самых больших и древних в Италии.

На арене этого амфитеатра в 73 г. до нашей эры сражался легендарный Спартак, здесь и началось знаменитое восстание рабов. Верхняя часть здания пострадала от вандалов в V в, поэтому плохо сохранилась, а в XII в. норманны для строительства замка и моста, эту часть значительно разобрали.

Когда-то этот амфитеатр вмещал около 40 тыс. зрителей и достигал в высоту 50 м. Здание имело форму эллипса, и по своим размерам было близко к Колизею.

Амфитеатр в Капуе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Амфитеатр в Капуе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Длина здания составляла 170 м, а ширина 139,6 м. Общая высота фасада достигала 46 м и была разделена на 4-е уровня, выполненных в тосканском стиле.

На всем фасаде тосканский ордер употреблялся в виде полуколонн внизу. В среднем и верхнем ярусах – в виде пилястр, придавая зданию суровое единообразие.

Три нижних уровня включали 80 арок, которые были выполнены из травертина и украшены бюстами богов, смягчавшими строгий фасад амфитеатра.

На сегодняшний день 7 таких бюстов находятся в Муниципальном дворце Капуи, а другие выставлены в городском музее. По периметру арена была облицована гладкими и резными камнями, но практически весь орнамент, кроме Геракла и Венеры, был уничтожен.

Длина арены составляла 76,12 м., а ширина 58 м. Под ней находилось 7 параллельных подземных галерей.

Древнеримская Капуя славилась гладиаторскими школами, но знаменитый Спартак сражался не на той арене, о которой идет речь – она находилась по соседству с новым амфитеатром и по размерам была меньше.

Старую арену после возведения новой использовали в качестве площадки для обучения молодых гладиаторов. Если в Колизее арена была деревянной с прорезанными люками, то в Капуе она была комбинированная – частично капитальная, а поддерживающие ее своды опирались на субструкции нижнего яруса.

Полностью деревянным был широкий эллипс, повторявший абрис арены. Основные выходы бойцов и зверей на арену здесь и концентрировались. Поскольку часть элементов устройства была утрачена, то реконструкция была сложной.

Входы в подземную часть амфитеатра располагались вне его границ. Попасть в протяженные тоннели подземелья можно было по лестницам, которые располагались за внешним периметром портика.

По внешнему периметру подземелья располагались камеры, предназначенные для осужденных и зверей на длительное в них пребывание. В нижнем ярусе амфитеатра находилась полноценная канализационная система.

Дата написания статьи: 03.02.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot