Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Улицы и мостовые средневекового Новгорода

Великий Новгород – уникальный город с археологической точки зрения. Благодаря особенностям местных почв, здесь хорошо сохранились предметы, изготовленные из дерева, кости, кожи, а также ткани и зерно.

Великий Новгород. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Великий Новгород. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основным строительным материалом у новгородцев было дерево. Его использовали для строительства домов, мостов, изготовления бытовых вещей, транспортных средств и музыкальных инструментов.

Благодаря хорошей сохранности дерева в новгородской земле у археологов есть возможность провести дендрохронологический анализ и по остаткам нижним ярусов домов и мостовых определить даты их рубки.

Улицы Великого Новгорода

Планировка древнего Новгорода стала хорошо известна после того, как были проведены раскопки в Неревском конце. На территории раскопка были обнаружены три улицы – Великая, Холопья и Козьмодемьянская.

Раскопки показали, что планировка Новгорода не менялась с X века до второй половины XVIII века.

Планы Новгорода XVIII века, снятые до екатерининской перепланировки, точно соответствуют топографии города. Кроме того, наблюдения, сделанные во время строительных работ на территории Новгорода, показали, что расположение и направление улиц, обнаруженных в строительных котлованах и траншеях, с древности до XVIII века не изменялись. Таким образом, археологам удалось восстановить древнюю планировку и узнать, как выглядел Новгород в древности.

Новгородские улицы были очень узкими – шириной не более 6 метров. На улицу выходили фасады жилых домов мастерских, уличанских общественных зданий или высокие столбовые заборы, которые ограждали дворы усадеб.

Новгородские улицы были настолько узкими, что там с трудом могли разъехаться две повозки. Пешеходам приходилось ходить прямо по проезжей части мостовой.

«Улицы и мостовые средневекового Новгорода» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Новгородские улицы и площади регулярно мостились, за их чистотой следили.

Большинство домов в Новгороде строили из дерева. Существовало несколько типов домов: пятистенный дом площадью 40-60 кв. метров и простой однокамерный площадью 20-50 кв. метров. В ходе раскопок находили дома площадью в 80, 110 и даже 140 кв. метров (Колчин Б. А. «Русский феодальный город Великий Новгород»).

К срубу дома, который строили из сосновых или еловых бревен, пристраивались тесовые сени. Дома отапливались печами. Также печи использовали для приготовления еды.

Большинство домов строилось на подклетях, то есть были двухэтажными.

Высота первого этажа составляла около 1,5 метров. Это было нежилое помещение. Там хранили имущество, продовольствие и разную утварь. На втором этаже находилось жилое помещение.

В жилых комнатах были окна. В X-XIII вв. окна были небольшими. Их высота составляла одно-два бревна. Отверстие в окнах задвигали доской. Также окно могли закрывать слюдой. В XIV вв. появились стеклянные окна, правда, их устанавливали только богатые горожане.

Мостовые Новгорода

Первые деревянные мостовые появились в Новгороде в 938 году. В то время ширина мостовых составляла 2-2,5 м, а потом увеличилась до 3-4 и даже 6 метров.

Так как культурный слой со временем нарастал, то новгородцам приходилось сооружать на предыдущем настиле новый ярус. Так на новгородских улицах появилось 28-30 настилов. Нижние ярусы были сооружены в X веке, а верхние – в XV.

М. Семенова в статье «Мостовая» описывает особенности конструкций мостовых в Новгороде. Она отмечает, что анализ конструкции самой древней мостовой показал, что уже в то время мастеровые имели богатый опыт в строительстве таких сооружений.

В X веке выработалась следующая конструкция: вдоль улицы на расстоянии около 1,5 м друг от друга укладывали три продольные лаги, а сверху на них перпендикулярно настилали деревянные плахи. Врубая в лаги, плахи тщательно подгоняли одну к другой. Важно было, чтобы они не разъезжались под ногами людей, под копытами лошадей и колесами телег, так как это могло привести к травмам. Поверх плах по бокам иногда укладывали дополнительные брусья, таким образом, получалось что-то похожее на современные бордюры. Это делалось для того, чтобы колеса не соскальзывали с мостовой.

Также использовалась и другая конструкция, правда, она была более трудоемкой, так требовалось больше дерева. На нижние лаги укладывали круглые бревна, а уже на них настилали доски.Такая конструкция позволяла избежать тряски при езде.

В XI веке появились специальные мастера, которые занимались ремонтом мостовых. За свою работу они получили оплату. Спустя двести лет в Новгороде был создан устав, распределявший площадь мостовых, которые должны были мостить и ремонтировать за свой счет разные должностные лица и корпорации.

В XVI веке в Новгороде был введен сбор платы на ремонт мостовых. Плата взымалась с горожан, вдоль чьих домов они были построены.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 29.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot