Храм Ники Аптерос
Храм, построенный Калликратом в честь богини победы у парадного прохода в Акрополь, называется храм Ники Аптерос, что переводится как «Храм Бескрылой Победы». Этот храм построен на крутой возвышенности, с правой стороны от Пропилей, которые являлись величественным входом в Афинский Акрополь.
Знаменитый зодчий возводил этот храм в 427-424 гг. до нашей эры. Греки, измученные войнами возносили богине победы свои молитвы за благоприятный исход в Пелопонесской войне.
Вход в святыню был отдельный, проходить через центральные ворота не требовалось. Храм представлял собой ионический амфипростиль с четырьмя колоннами, размеры которого по стилобату составляли 5,4 на 8,14 м.
Храм стоит на пиргосе – это высокий выступ. Мраморный парапет, украшенный скульптурными рельефами, окружал площадку вокруг храма. Перед храмом находился алтарь Ники.
Рисунок 1. Храм Ники Аптерос. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В ходе греко-персидской войны Афины, храм Ники и Верхний город были разрушены, и Перикл дал клятву, что восстановит для жителей святыни Древней Эллады. Свою клятву он исполнил полностью.
Храм богине победы Нике был построен на том месте, где в микенский период была цитадель, а потом святилище. Крылатая защитница была центральной и главной фигурой, но, чтобы божество навсегда осталось в Афинах, в Акрополе ее сознательно лишили крыльев.
Победа Ника в сердца греков вселила надежду на вечный мир, украсив собой Верхний Город.
У целлы храма нет пронаоса и опистодома. Продольные стены с торцов обработаны в виде антов. Между антами с восточной стороны стояли два узких каменных столба. К столбам крепились металлические решетки, которые закрывали вход в целлу.
Монолитные колонны храма имели высоту 4 м. Ионические капители имели широкую и изогнутую подушку. Тонким валиком были очерчены спирали волют, заканчивавшиеся глазком с отверстием.
Храм Ники являлся примером трехчастного варианта ионического антаблемента – архитрав, с тремя фасциями, непрерывный скульптурный фриз и карниз, не имеющий зубчиков.
Это был классический пример храмов. На трех сторонах барельефа изображалась битва греков с персидской конницей, на восточной стороне фриза были изображены олимпийские боги, наблюдавшие эту битву.
В Древней Греции поклонялись богине Нике почти что наравне с Афиной – верховной богиней, так как от благосклонности Ники зависели успех военной кампании, победа в спортивных и музыкальных соревнованиях.
Среди ученых до сих пор ведутся споры о принадлежности храма – Афине или Нике, но все же принято считать, что он был частью культа Ники. Бесконечные войны с персами приводили к большим потерям, поэтому грекам любой ценой был необходим мир. В знак благодарности небесам за милость и был возведен этот храм, легкий и воздушный, как сама богиня Ника.
Алтари и жертвенники
Как правило, алтари находились в священных местах и представляли собой необходимую часть культа основной части богов.
Использовали их как столы для жертвоприношений. У греков все религиозные действия сопровождались жертвоприношением, поэтому появились они раньше храмов и представляли собой средоточие культа.
Чаще всего алтарь, при строительстве храма, оставляли перед храмом, т. е. снаружи. В жилых домах тоже имелись алтари и находились во внутреннем дворе – там члены семьи совершали культовые действия и жертвоприношения.
В древнейшие времена алтари – возвышения делали из земли. Например, в Олимпии алтарь Зевса был сделан из пепла от жертвоприношений. Самый простой алтарь представлял каменную одиночную плиту, прямоугольной, квадратной или круглой формы.
Древние греки считали, что боги имеют человеческие страсти и склонности, поэтому старались приобрести их расположение. В мифическом сказании говорилось, что на острове Делосе сам Аполлон устроил жертвенник из рогов диких коз, убитых Артемидою.
Рисунок 2. Алтарь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Постепенно алтари становились сложными и превращались в самостоятельные отдельные постройки. Самым крупным был эллинистический алтарь Зевса в Пергаме, построенный на большой платформе.
К подиуму алтаря вела, украшенная горельефами, огромная лестница. На подиуме находился ионический портик с двумя сторонами, выдающимися вперед. Такого типа алтари строили для того, чтобы воздать богу особые почести.
Не всегда алтари использовались для сжигания жертв, хотя и имели специальные металлические жаровни.
Алтари, небольшие по размерам из терракоты и камня, могли быть переносными. В очистительных церемониях перед храмами помимо алтарей находились чаши с водой – периррантерии.
Те алтари, которые предназначались для сожжения жертв, устраивались под открытым небом, чтобы дым мог свободно подниматься к небу. Внутри храмов сожжение жертв не производили.
Внутри храмов ставили жертвенники для курения фимиама и столы для даров, приносимых богам. Храмов без жертвенников практически не было, а вот жертвенники без храмов встречались довольно часто.
Они могли быть в частных домах, на рынках и улицах города, на акрополях, на вершинах гор, в полях, в священных рощах и на дорогах.
Жертвенник от неосвященного места отделяли – это могла быть ограда, низенькая стена, цепь или просто веревка. Жертвенники могли посвящаться сразу нескольким богам или всем вместе.
Алтари подземных божеств ставили прямо на земле и были ниже алтарей богов. В них были отверстия для стока крови жертвенных животных.
Для подземных божеств или героев жертвенниками могли служить особые «жертвенные ямы».
Жемчужина Акрополя
В составе акропольского ансамбля было несколько сооружений, органично связанных друг с другом. Граждане поднимались к Пропилеям – это парадный вход на Акрополь, по каменной лестнице. Пропилеи представляли собой сквозной портик с колоннадой.
Через его боковые проходы проходили пешие граждане, а по среднему проходу проезжали колесницы и всадники, проводили жертвенных животных. С левой стороны к Пропилеям примыкало здание пинакотеки – это картинная галерея, в которой демонстрировали героев Аттики.
С правой стороны располагался небольшой прямоугольный храм Ники Аптерос. В храме находилась статуя Афины, поэтому храм Ники часто называют храмом Афины-Ники.
За Пропилеями находилась больших размеров бронзовая статуя Афины Промахос, за которой на открытой площадке располагался алтарь. В небольшом храме слева жрецы совершали обряды поклонения богине Афине – покровительнице города.
Ансамбль имеет свою главную достопримечательность – это Парфенон. В ансамбле он является самым большим и известным сооружением и посвящается богине Афине, которая здесь выступает в облике Афины Парфенос или Афины-Девы. С этим обликом Афины и связано название храма.
В Парфеноне, который прекрасно вписывался в окружающий ландшафт, сочетаются два ордера – дорический и ионический. Относится это к наружной колоннаде, ступеням, фронтонам, фризам, метопам – это квадратные плиты со скульптурами.
Сам Парфенон воздвигали из белого мрамора, но позже его раскрасили. На высоком постаменте здесь же была установлена 12-метровая статуя Афины-Девы. Внутри располагались два портика с колоннами.
Рисунок 3. Парфенон. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Статуя была выполнена из слоновой кости и золота. Одежда и шлем тоже были выполнены из чистого золота, а волосы и щит образовывали золотые пластины. В глазницах богини находились драгоценные сапфиры.
Афиняне торжественно двигались от города к Акрополю. Торжество посвящалось Афине и проходило один раз в 4 года. Это был праздник Великих Панафиней.
Кульминацией торжества была передача жрецам новой одежды для статуи Афины и происходила она перед восточным фасадом Парфенона, у алтаря.
К сожалению, здания храмов очень сильно пострадали в период турецкого ига – храм Ники Аптерос турки разобрали и из его блоков сделали укрытие для своих пушек.
Позднее греки отыскали все блоки, и храм сложили заново. Парфенон две тысячи лет стоял почти невредимым.
Сначала в нем была христианская церковь, а потом мусульманская мечеть. В 1687 г. турки устроили в Парфеноне склад с порохом, и во время их войны с венецианцами ядро попало в здание.
В результате сильного взрыва 14-ти его колонн из 46 были разрушены. Колоннаду позже частично восстановили, а само здание осталось без крыши.
Акрополь внесен в Список объектов Всемирного наследия.