Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Алтарь Афины Ники

Храм Ники Аптерос

Храм, построенный Калликратом в честь богини победы у парадного прохода в Акрополь, называется храм Ники Аптерос, что переводится как «Храм Бескрылой Победы». Этот храм построен на крутой возвышенности, с правой стороны от Пропилей, которые являлись величественным входом в Афинский Акрополь.

Знаменитый зодчий возводил этот храм в 427-424 гг. до нашей эры. Греки, измученные войнами возносили богине победы свои молитвы за благоприятный исход в Пелопонесской войне.

Вход в святыню был отдельный, проходить через центральные ворота не требовалось. Храм представлял собой ионический амфипростиль с четырьмя колоннами, размеры которого по стилобату составляли 5,4 на 8,14 м.

Храм стоит на пиргосе – это высокий выступ. Мраморный парапет, украшенный скульптурными рельефами, окружал площадку вокруг храма. Перед храмом находился алтарь Ники.

Храм Ники Аптерос. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Храм Ники Аптерос. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В ходе греко-персидской войны Афины, храм Ники и Верхний город были разрушены, и Перикл дал клятву, что восстановит для жителей святыни Древней Эллады. Свою клятву он исполнил полностью.

Храм богине победы Нике был построен на том месте, где в микенский период была цитадель, а потом святилище. Крылатая защитница была центральной и главной фигурой, но, чтобы божество навсегда осталось в Афинах, в Акрополе ее сознательно лишили крыльев.

Победа Ника в сердца греков вселила надежду на вечный мир, украсив собой Верхний Город.

У целлы храма нет пронаоса и опистодома. Продольные стены с торцов обработаны в виде антов. Между антами с восточной стороны стояли два узких каменных столба. К столбам крепились металлические решетки, которые закрывали вход в целлу.

«Алтарь Афины Ники» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Монолитные колонны храма имели высоту 4 м. Ионические капители имели широкую и изогнутую подушку. Тонким валиком были очерчены спирали волют, заканчивавшиеся глазком с отверстием.

Храм Ники являлся примером трехчастного варианта ионического антаблемента – архитрав, с тремя фасциями, непрерывный скульптурный фриз и карниз, не имеющий зубчиков.

Это был классический пример храмов. На трех сторонах барельефа изображалась битва греков с персидской конницей, на восточной стороне фриза были изображены олимпийские боги, наблюдавшие эту битву.

В Древней Греции поклонялись богине Нике почти что наравне с Афиной – верховной богиней, так как от благосклонности Ники зависели успех военной кампании, победа в спортивных и музыкальных соревнованиях.

Среди ученых до сих пор ведутся споры о принадлежности храма – Афине или Нике, но все же принято считать, что он был частью культа Ники. Бесконечные войны с персами приводили к большим потерям, поэтому грекам любой ценой был необходим мир. В знак благодарности небесам за милость и был возведен этот храм, легкий и воздушный, как сама богиня Ника.

Алтари и жертвенники

Как правило, алтари находились в священных местах и представляли собой необходимую часть культа основной части богов.

Использовали их как столы для жертвоприношений. У греков все религиозные действия сопровождались жертвоприношением, поэтому появились они раньше храмов и представляли собой средоточие культа.

Чаще всего алтарь, при строительстве храма, оставляли перед храмом, т. е. снаружи. В жилых домах тоже имелись алтари и находились во внутреннем дворе – там члены семьи совершали культовые действия и жертвоприношения.

В древнейшие времена алтари – возвышения делали из земли. Например, в Олимпии алтарь Зевса был сделан из пепла от жертвоприношений. Самый простой алтарь представлял каменную одиночную плиту, прямоугольной, квадратной или круглой формы.

Древние греки считали, что боги имеют человеческие страсти и склонности, поэтому старались приобрести их расположение. В мифическом сказании говорилось, что на острове Делосе сам Аполлон устроил жертвенник из рогов диких коз, убитых Артемидою.

Алтарь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Алтарь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Постепенно алтари становились сложными и превращались в самостоятельные отдельные постройки. Самым крупным был эллинистический алтарь Зевса в Пергаме, построенный на большой платформе.

К подиуму алтаря вела, украшенная горельефами, огромная лестница. На подиуме находился ионический портик с двумя сторонами, выдающимися вперед. Такого типа алтари строили для того, чтобы воздать богу особые почести.

Не всегда алтари использовались для сжигания жертв, хотя и имели специальные металлические жаровни.

Алтари, небольшие по размерам из терракоты и камня, могли быть переносными. В очистительных церемониях перед храмами помимо алтарей находились чаши с водой – периррантерии.

Те алтари, которые предназначались для сожжения жертв, устраивались под открытым небом, чтобы дым мог свободно подниматься к небу. Внутри храмов сожжение жертв не производили.

Внутри храмов ставили жертвенники для курения фимиама и столы для даров, приносимых богам. Храмов без жертвенников практически не было, а вот жертвенники без храмов встречались довольно часто.

Они могли быть в частных домах, на рынках и улицах города, на акрополях, на вершинах гор, в полях, в священных рощах и на дорогах.

Жертвенник от неосвященного места отделяли – это могла быть ограда, низенькая стена, цепь или просто веревка. Жертвенники могли посвящаться сразу нескольким богам или всем вместе.

Алтари подземных божеств ставили прямо на земле и были ниже алтарей богов. В них были отверстия для стока крови жертвенных животных.

Для подземных божеств или героев жертвенниками могли служить особые «жертвенные ямы».

Жемчужина Акрополя

В составе акропольского ансамбля было несколько сооружений, органично связанных друг с другом. Граждане поднимались к Пропилеям – это парадный вход на Акрополь, по каменной лестнице. Пропилеи представляли собой сквозной портик с колоннадой.

Через его боковые проходы проходили пешие граждане, а по среднему проходу проезжали колесницы и всадники, проводили жертвенных животных. С левой стороны к Пропилеям примыкало здание пинакотеки – это картинная галерея, в которой демонстрировали героев Аттики.

С правой стороны располагался небольшой прямоугольный храм Ники Аптерос. В храме находилась статуя Афины, поэтому храм Ники часто называют храмом Афины-Ники.

За Пропилеями находилась больших размеров бронзовая статуя Афины Промахос, за которой на открытой площадке располагался алтарь. В небольшом храме слева жрецы совершали обряды поклонения богине Афине – покровительнице города.

Ансамбль имеет свою главную достопримечательность – это Парфенон. В ансамбле он является самым большим и известным сооружением и посвящается богине Афине, которая здесь выступает в облике Афины Парфенос или Афины-Девы. С этим обликом Афины и связано название храма.

В Парфеноне, который прекрасно вписывался в окружающий ландшафт, сочетаются два ордера – дорический и ионический. Относится это к наружной колоннаде, ступеням, фронтонам, фризам, метопам – это квадратные плиты со скульптурами.

Сам Парфенон воздвигали из белого мрамора, но позже его раскрасили. На высоком постаменте здесь же была установлена 12-метровая статуя Афины-Девы. Внутри располагались два портика с колоннами.

Парфенон. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Парфенон. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Статуя была выполнена из слоновой кости и золота. Одежда и шлем тоже были выполнены из чистого золота, а волосы и щит образовывали золотые пластины. В глазницах богини находились драгоценные сапфиры.

Афиняне торжественно двигались от города к Акрополю. Торжество посвящалось Афине и проходило один раз в 4 года. Это был праздник Великих Панафиней.

Кульминацией торжества была передача жрецам новой одежды для статуи Афины и происходила она перед восточным фасадом Парфенона, у алтаря.

К сожалению, здания храмов очень сильно пострадали в период турецкого ига – храм Ники Аптерос турки разобрали и из его блоков сделали укрытие для своих пушек.

Позднее греки отыскали все блоки, и храм сложили заново. Парфенон две тысячи лет стоял почти невредимым.

Сначала в нем была христианская церковь, а потом мусульманская мечеть. В 1687 г. турки устроили в Парфеноне склад с порохом, и во время их войны с венецианцами ядро попало в здание.

В результате сильного взрыва 14-ти его колонн из 46 были разрушены. Колоннаду позже частично восстановили, а само здание осталось без крыши.

Акрополь внесен в Список объектов Всемирного наследия.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 11.01.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot