Афанасьевская культура — южносибирская археологическая культура энеолита (III—II тысячелетия до н. э.). Свое название она получила от Афанасьевой горы (близ села Батени в Боградском районе Хакасии), где в 1920 году был обнаружен и исследован первый могильник этой культуры.
Происхождение
Создателями афанасьевской культуры считаются выходцы из Восточной Европы, в частности, носители ямной культуры. Это подтверждается и данными генетических исследований.
Наследниками афанасьевцев стали носители тагарской культуры, существовавшей до III века до н. э. Также есть версия, что тагарские племена были скифами, а потомки носителей афанасьевской культуры — тохарами, которых именно скифы-тагарцы вытеснили в Синьцзян.
Как выглядели афанасьевцы
Советский антрополог, археолог и историк В. П. Алексеев в своей книге «Сибирь как очаг расообразования» писал, что у афанасьевцев, проживавших на территории Хакасии, был длинный и широкий череп, сильно наклонный лоб, сильно развитые надбровья, низкие и широкие глазные орбиты и высокий нос.
Таким образом, контакты между европеоидами и монголоидами на данной территории, возможно, происходили уже на самых ранних этапах.
По форме черепа афанасьевцы были похожи на ямников Волго-Уралья. Именно с их переселением на Алтай ученые связывают появление афанасьевской культуры.
Но не у всех групп афанасьевцев были общие черты с ямниками. Чаще всего сходства выявлялись с носителями катакомбной культуры. Для суммарной алтайской серии отмечено отсутствие связей с ямниками, а наиболее отчетливо сходство по форме черепа прослеживается с катакомбниками Подонья. Группа из Афанасьевой горы и суммарная минусинская ближе всего к поздним катакомбникам Нижнего Поднепровья, а алтайская из Куроты II – к полтавкинцам.
Эти результаты согласуются с археологическими данными российского археолога С. В. Цыбы, говорившего о значительной роли полтавкинских и катакомбных племен в этногенезе афанасьевцев.
Хозяйство афанасьевцев
Носители афанасьевской культуры вели комплексное хозяйство. Они занимались сетевым рыболовством, охотой, скотоводством. Анализ костей, найденных в захоронениях и культурном слое поселений, показал, что афанасьевцы разводили коров, овец и лошадей.
Также афанасьевцы знали медь, правда не знали техники литья. Афанасьевские мастера изготавливали украшения, иглы, шилья и небольшие ножи.
Ведение комплексного хозяйства позволило носителям афанасьевской культуры вести оседлый образ жизни и строить долговременные жилища.
Хотя афанасьевцы были знакомы с металлом, для изготовления большей части орудий они все же использовали камень и кости. Посуду делали из дерева и глины. Сломанную посуду чинили. Так, для починки деревянных сосудов мастера использовали медные пластинки, которыми оковывали края сосудов.
Из глины изготавливали разнообразную посуду, например, остродонные яйцевидные сосуды емкостью от 1,5 до 3 литров. Горшки зарывали в очаг, заполненный золой и песком. Афанасьевские мастера изготавливали и большие сосуды, объем которых составлял до 200 литров. Также были распространены курильницы на поддоне с ручкой. Сосуды декорировали орнаментом. Самым распространенным орнаментом был «ёлочка». Его наносили затупленной палочкой или гребенчатым штампом.
Погребальный обряд
Носители афанасьевской культуры были первыми на территории Сибири, у кого сложилась традиция погребения умерших в курганах. Курганы представляют собой круглые насыпи с оградой, сложенной из камней.
Высота современных насыпей и оград составляет 20-40 см, встречаются и совсем не выраженные в рельефе захоронения. Могильные ямы могли иметь разную форму – овальную подквадратную или подпрямоугольную. Могильные ямы перекрывались бревенчатым накатом или каменными насыпями.
Тела умерших ориентированы головой на юго-запад.
Среди погребального инвентаря были обнаружены керамические сосуды, а также орудия и украшения, изготовленные из кости, камня или металла.