Понятие кризиса, причины его возникновения
Кризис представляет собой крайнее обострение противоречий в экономической системе (как на макро-, так и на микроуровне), угрожающее ее развитию и жизнедеятельности.
Причины кризисов, возникающих в организациях, могут быть самыми различными. В то же время, очень важным моментом является точная и объективная диагностика симптомов кризисного развития. Это необходимо для своевременной разработки и эффективного практического применения антикризисной программы.
Основные причины кризиса можно классифицировать следующим образом:
- объективные – связаны с циклическими потребностями реструктуризации и модернизации производства
- субъективные – связаны главным образом с неэффективностью управления, неквалифицированными кадрами и т. д.
- природные, которые могут быть обусловлены климатически-природными особенностями.
Также причины кризиса можно подразделить на внутренние (напрямую зависящие от деятельности самой же фирмы) и внешние (которые оказывают хоть и косвенное, но порой довольно мощное воздействие).
К примеру, внешние причины могут быть связаны со стратегиями и сложившимися тенденциями макроэкономического или глобального экономического развития, конкуренцией на мировом рынке, политическими факторами.
Внутренние же причины чаще всего связаны с маркетинговыми стратегиями, внутренними коммуникациями, организацией производства, эффективностью менеджмента, инвестиционной и инновационной политикой и т. д.
Антикризисное управление – это управление, которое определенным образом направлено на предвидение опасности наступления кризисного состояния; оно предусматривает диагностику и анализ симптомов кризиса, меры по минимизации негативных последствий кризиса, а также использование некоторых его факторов для профилактики возникновения проблем в дальнейшем, выявления резервов последующего развития и т. д.
Основные функции антикризисного управления
Можно выделить 6 основных из них:
- предкризисный менеджмент
- управление в кризисных условиях
- управление процессами выхода из кризиса
- обеспечение управляемости (стабилизация неустойчивых состояний)
- снижение потерь, минимизация упущенных выгод
- оптимизация времени принятия и исполнения управленческих решений.
Стратегии антикризисного управления
Для антикризисного менеджмента определяющую роль играет построение рациональной стратегии развития компанию.
Стратегия собой, по сути, представляет совокупность принципов и способов эффективной адаптации к динамично меняющейся внешней среде. Поскольку параметры окружающей среды меняются на самом деле очень быстро, то важным является оперативное получение качественной обратной связи в виде показателей и основных индикаторов, которые характеризовали бы будущие тенденции и значения. Например, это могут быть показатели роста рыночной доли, показатели удовлетворенности клиентов, динамика курса акций на бирже и т. д.
Стратегии антикризисного управления могут быть направлены на:
- профилактику развития кризиса
- подготовку к вероятному в будущем кризисному состоянию
- выжидание «зрелости» кризисного состояния для успешного решения проблем по его преодолению
- замедление кризисных процессов и ситуативное противодействие им
- стабилизация финансово-хозяйственного состояния фирмы посредством использования резервов
- последовательный вывод из кризиса
- «рассчитанный риск»
- создание благоприятных условий для наиболее быстрого и эффективного выхода из кризиса и т. д.
Таким образом, антикризисное управление подразумевает:
- диагностику причин возникновения кризисного состояния
- комплексный анализ финансово-экономического состояния организации для определения наиболее эффективных методов финансового оздоровления
- бизнес-планирование финансового оздоровления предприятия
- выработка процедур антикризисного управления и контроль за их проведением и др.