Понятие финансового анализа и его виды
Финансовый анализ представляет собой процедуру изучения ключевых показателей финансового положения и финансовых результатов деятельности организации целью которой является принятие инвестиционных, управленческих и прочих решений заинтересованными лицами.
Финансовый анализ по сути является составной частью терминов: экономический анализ и анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
На практике при процедуре финансового анализа производятся не только расчеты количественных показателей, коэффициентов и соотношений, а также и дается их качественная оценка и описание, а также производится сравнение с аналогичными показателями отраслевых предприятий. Чаще всего при проведении финансового анализа используют MS Excel или специализированные программные продукты.
Финансовый анализ состоит из следующих видов:
- анализ состава и структуры активов организации;
- анализ обязательств;
- анализ финансовых результатов деятельности и финансовой устойчивости;
- оценка платежеспособности;
- анализ ликвидности;
- анализ деловой активности.
Коэффициенты в финансовом анализе
Финансовый анализ позволяет выявить важные тенденции, например вероятность банкротства.
Коэффициенты, рассчитываемые в процессе финансового анализа характеризуют определенный аспект финансовой деятельности компании. Среди наиболее популярных финансовых коэффициентов следует выделить следующие:
- Коэффициент автономии. Его расчет производится как отношение стоимости собственного капитала организации к общей его сумме.
- Коэффициент финансовой зависимости - отношение обязательств предприятия к его активам.
- Коэффициент текущей ликвидности - частное от деления суммы оборотных активов на сумму краткосрочных обязательств.
- Коэффициент быстрой ликвидности - отношение сумм наиболее ликвидных активов предприятия (денежные средства, краткосрочная дебиторская задолженность, а также краткосрочные финансовые вложения) к сумме краткосрочных обязательств.
- Рентабельность собственного капитала. Этот показатель измеряется отношением суммы чистой прибыли предприятия к собственному капиталу.
- Рентабельность продаж определяется как отношение валовой прибыли предприятия к объему выручки.
Методология финансового анализа
Чаще всего применяются следующие ключевые методы финансового анализа:
- вертикальный анализ,
- горизонтальный анализ,
- составление прогнозов на базе трендов,
- факторный анализ.
Необходимо отметить, что сам по себе финансовый анализ – это не только лишь расчет различных коэффициентов и сравнение их значений. Итогом качественно проведенного анализа является обоснованный расчетами вывод о финансовом состоянии организации, который является основой для принятия оперативных и стратегических управленческих решений заинтересованными лицами.
Источники информации, применяемой в финансовом анализе
Зачастую заинтересованные в результатах финансового анализа лица не имеют полноценного доступа к внутренним отчетным данным организации, поэтому главным источником информации для финансового анализа выступает публикуемая официальная бухгалтерская отчетность.
Основными формами отчетности являются следующие:
- Бухгалтерский баланс организации;
- Отчет о прибылях и убытках.
Данные отчетные формы дают возможность рассчитать ключевые финансовые коэффициенты и показатели.
Для проведения более глубокого финансового анализа можно применять отчеты о движении денежных средств и капитала организации, составляются которые по результатам финансового года. Если требуется более детальный анализ определенных аспектов деятельности организации, например, расчет финансового левериджа, то необходимо наличие исходных данных текущего производственного и бухгалтерского учета.