Сущность анализа финансовых показателей
Анализ финансовых показателей служит основой управленческой деятельности. Его результаты лежат в основе принятия управленческих решений.
Сущность финансового анализа сводится к расчету, группировке и аналитической оценке финансовых показателей предприятия. Их состав и структура могут варьироваться.
Анализ финансовых показателей нередко принято отождествлять с финансовым анализом, ориентированным на изучение и оценку базовых показателей финансовых результатов и финансового состояния субъекта хозяйствования.
Информационной базой его проведения неизменно выступает бухгалтерская отчетность, именно на ее основе рассчитываются необходимые абсолютные и относительные показатели.
По своему характеру анализ финансовых показателей делится на два вида:
- внешний анализ;
- внутренний анализ.
Первый, как правило, проводят независимые аналитики и аудиторы. Зачастую они не имеют доступа к внутренним результатам деятельности хозяйствующего субъекта. Сама же методика внешнего анализа носит ограниченный информационный характер.
Второй вид анализа – внутренний – ориентирован на получение обобщенной информации внутри организации, в том числе касательно таких вопросов, как изыскание резервов роста и свободных ресурсов. Для его проведения активно используются все доступные показатели.
Как бы там ни было, анализ финансовых показателей неизменно выступает составной частью общего экономического анализа. Инициатором его проведение могут выступать как внутренние, так и внешние стейкхолдеры, например, руководство компании или банковские кредиторы.
Основой проведения анализа финансовых показателей выступает его достоверность, что означает необходимость получения полных и правдивых данных о финансовых результатах деятельности предприятия, его имущественном и финансовом положении.
Цели и задачи анализа финансовых показателей
Основополагающей целью проведения анализа финансовых показателей выступает определение наиболее эффективных способов повышения общей эффективности предприятия и укрепления его финансового состояния. Его прочие, сопутствующие цели в общем виде представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Основные цели анализа финансовых показателей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Из целей анализа финансовых показателей вытекают задачи, которые он преследует. В частности они сводятся к:
- определению базовых показателей, лежащих в основе планирования;
- повышению научно-экономической обоснованности разрабатываемых планов и нормативов;
- объективному и всестороннему изучению выполнения плановых и нормативных показателей;
- определению экономической эффективности использования ресурсов материального, трудового и финансового характера;
- прогнозированию результатов деятельности хозяйствующего субъекта;
- подготовке аналитической информации для принятия обоснованных управленческих решений.
Таким образом, обозначенные выше цели и задачи анализа финансовых показателей предопределяют методы и алгоритмы его проведения. Рассмотрим основные этапы финансового анализа предприятия более подробно
Этапы проведения анализа финансовых показателей
Проведение анализа финансовых показателей предполагает последовательное прохождение ряда этапов. В общем виде они представлены на рисунке 2. Их сущность и содержание раскрыты ниже.
Рисунок 2. Основные этапы анализа финансовых показателей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Прежде всего, обеспечивается планирование аналитического процесса. На данном этапе определяются основные цели и задачи его проведения. Основные финансовые показатели, подвергаемые изучению, подлежат сравнению с плановыми значениями, значениями за прошлый период, а также среднеотраслевыми показателями, включая конкурентов.
Важное значение в процессе анализа приобретает подготовка информационных источников и оценка качества используемых данных, необходимых для проведения анализа. Используемая в ходе анализа первичная информация должна отвечать ряду требование, и именно быть достоверной, полной и объективной.
Информационная основа анализа играет огромное значение, поскольку именно от ее качества и полноты, в конечном счете, зависят точность производимых расчетов.
Важным шагом выступает принятие решения об использовании тех или иных методов анализа. В настоящее время в экономике существует множество их видов и форм, основными их них выступают анализ абсолютных и относительных показателей. Помимо этого существуют и иные методы анализа, а именно:
- горизонтальный;
- вертикальный;
- пространственный;
- трендовый;
- факторный.
Каждый из них имеет свои особенности. Так, например, горизонтальный анализ основан на выявлении абсолютных и относительных отклонений фактического значения финансовых показателей от плановых или их сравнении с прошлым периодом. Вертикальный анализ предполагает определение структуры финансовых показателей и ее изменения.
Пространственный анализ имеет место быть при сравнении сводных финансовых параметров. Трендовый анализ основан на сравнении текущих значений финансовых показателей с прошлыми периодами и вычислении тренда.
Наконец, факторный анализ нацелен на определении воздействия отдельных факторов на результирующие финансовые показатели. Зачастую он основан на детерминированных и стохастических приемах исследования.
После прохождения подготовительных этапов, наступает черед непосредственного анализа и оценки изучаемых финансовых показателей, определения динамики, тенденций и причин их изменения, а также обобщения и структуризации полученных результатов.
Полученные в ходе анализа результаты должны быть направлены на совершенствование деятельности изучаемого объекта.
Анализ финансовых показателей играет важнейшую роль в деятельности предприятия. Именно он, как говорилось ранее, служит основой принятия управленческих решений. Его результаты могут быть интересны широкому кругу лиц, начиная от руководства предприятия и заканчивая внешними инвесторами и кредиторами. Каждый их этапов его проведения посвоему важен и заслуживает соответствующей проработки.