Понятие валовой прибыли
Для составления принятия управленческих решений, экономического обоснования бизнес-планов, анализа хозяйственной деятельности предприятия, поиска резервов роста прибыли, проводят исследование факторов, оказывающих влияние на значения основных показателей экономической деятельности.
Данный показатель характеризует способность предприятия в процессе осуществления своей деятельности создавать доход акционерам. Показатель валовой прибыли входит в состав основных финансовых коэффициентов, таких как коэффициенты покрытия процентов прибылью, рентабельности и прочих.
Анализ валовой прибыли обычно начинают с проведения исследования ее динамики по общей сумме и в разрезе составляющих ее элементов —горизонтальный анализ при котором каждая позиция отчетности исследуемого периода сравнивается с показателем базового периода. После чего следует провести структурный (вертикальный) анализ, который позволяет выявить структурные изменения, происходящие в составе валовой прибыли в исследуемом периоде и определить влияние отдельных позиций отчетности на общий результат.
Задачи проведения факторного анализа валовой прибыли, приемы и основные факторы
Задачей факторного анализа валовой прибыли является оценка влияния показателей на общее изменение уровня валовой прибыли отчетного периода по сравнению с базовым.
Аналитические модели для проведения анализа строятся на базе моделей, которыми являются расчетные формулы валовой прибыли.
Факторный анализ валовой прибыли традиционно проводится с помощью метода элиминирования (метод цепных подстановок). При данном подходе в процессе анализа ряд признаков исключается, затем остается ключевой признак, который является объектом исследования.
В зависимости от типа факторного анализа сравнение показателей может проводиться как:
- предыдущий период - текущий период;
- плановый период – фактический период;
- показатели анализируемого предприятия – средние отраслевые показатели;
- фактические показатели - нормативные.
Валовая прибыль предприятия формируется под влиянием следующих факторов:
- выручка от реализации (натуральное выражение);
- себестоимость продукции;
- цена реализации;
- изменения в структуре ассортимента реализованной продукции.
Этапы факторного анализа валовой прибыли
На первом этапе определяется влияние изменения объема выручки от реализации на уровень валовой прибыли предприятия. Оно определяется как разница между объемами валовой прибыли отчетного и базисного периодов. При этом валовая прибыль в отчетном периоде рассчитывается как базисная валовая прибыль, в пересчете на индекс изменения объема выручки от реализации.
Далее следует определить влияние изменения уровня себестоимости реализованной продукции. Данное влияние определяется как разница между себестоимостью отчетного периода в базисных и фактических ценах.
На следующем этапе рассчитывается влияние на валовую прибыль изменения уровня реализационной цены предприятия. Это влияние определяется как разница между объемом выручки от реализации отчетного периода в фактических ценах и в базисных ценах.
На завершающем этапе рассчитывается размер влияние изменения ассортиментного перечня реализованной продукции на уровень валовой прибыли предприятия. Это показатель рассчитывается тогда, когда существуют различия в рентабельности отдельных видов реализуемой предприятием продукции, и определяется как разница между валовой прибылью за отчетный период в базисных ценах и валовой прибылью базисного периода умноженной на коэффициент изменения выручки от реализации.
Кроме указанных выше факторов, на уровень показателя валовой прибыли оказывают влияние и другие факторы, такие как нарушение производственной и технологической дисциплин. Результаты проведения факторного анализа валовой прибыли целесообразно представить в аналитической таблице.