Понятие, цель анализа сметы расходов и доходов и его место в системе управленческих инструментов
Смета расходов и доходов представляет собой документ, который определяет объем и направление ассигнований из бюджета. Данный документ должен быть утвержден в установленном порядке и должен содержать расчетные данные по каждому направлению бюджетных ассигнований.
Важным и необходимым условием эффективного функционирования национальной экономической системы является экономное и рациональное использование бюджетных средств, направляемых на финансирование отраслей непроизводственной сферы. В связи с этим важное значение отводится комплексному анализу сметы доходов и расходов организаций, финансируемых из бюджета.
Бюджетные организации являются значимыми субъектами финансово-экономических и производственных отношений в любой модели государственного устройства. Они должны обеспечивать удовлетворение общественно важных потребностей, таких как здравоохранение, образование, научные исследования, культура, социальная защита, государственное управление и прочие.
В процессе принятия управленческих решений анализу сметы доходов и расходов отводится значимое место. Его взаимосвязь с прочими управляющими функциями — учетом, планированием, регулированием — наглядно представлена на рисунке.
Основная цель анализа сметы расходов и доходов бюджетного учреждения - используя специальные приемы и методы, на основе фактических и плановых данных дать качественную и количественную оценку изменений, которые происходят в бюджетной организации. Затем нужно сформировать данные, с помощью которых можно разработать различные варианты управленческих решений, направленных на устранение причин отклонений показателей развития организации от плана.
Посредством применения аналитической функции далее выявляются неиспользованные резервы для ускорения роста и развития эффективной деятельности организации. Вышесказанным определяется сущность анализа сметы как одной из функций управления.
Процедура проведения анализа и его задачи
Анализ сметы доходов и расходов является одним из важнейших этапов проведения анализа в бюджетной организации. Учет исполнения сметы доходов и расходов, как известно, осуществляется с использованием мемориально-ордерной формы бухгалтерского учета. Анализ исполнения сметы организацией позволяет определить, соблюдается ли финансовая дисциплина по использованию бюджетных средств.
Анализ исполнения смет расходов включает следующие элементы: оценка уровня эффективности использования ресурсов, выделенных учреждению (трудовых, материальных, финансовых) и последующее выявление отклонений (по направлению и по сумме) фактических расходов от сметных показателей, а также расчет влияния факторов, вызвавших данные отклонения.
Основные задачи анализа смет расходов:
- изучение структуры и состава расходов;
- анализ соблюдения сметных назначений (в разрезе отдельных видов бюджетной классификации);
- оценка причин, повлекших отклонения фактических расходов от сметных;
- контроль рационального использования бюджетных ассигнований, сохранности материальных ценностей и денежных средств организаций;
- выявление основных резервов роста эффективности использования ресурсов бюджетных организаций;
- разработка по результатам анализа предложений по устранению недостатков и улучшению деятельности бюджетной организации.
Таким образом, анализ сметы расходов и доходов бюджетных организаций решает довольно широкий круг задач. Они при этом конкретизируются в зависимости от того, в каком звене бюджетной системы проводится анализ: по отдельному бюджетному учреждению или по сводной отчетности централизованной бухгалтерии.