На протяжении истории своего развития социологическая наука выработала ряд методов познания, процедур реализации эмпирических исследований.
В наиболее общем виде социологические исследования представляют собой систему логически последовательных методических, организационно-технических, методологических процедур, направленных на получение достоверных, конкретных, точных, данных об изучаемом явлении, процессе, о тенденциях, возможных противоречиях их развития с целью последующего использования полученных данных в приращении научного знания, оптимизации практики управления социальной жизнью.
Метод «гэллаповского» опроса
Метод социологического опроса – один из наиболее распространенных методов сбора информации.
В качестве отдельного социологического метода сбора информационных данных массовый социологический опрос сформировался еще в начале прошлого столетия, однако, по сегодняшний день в социологии отмечается постоянное обновление, модернизация процедур проведения исследования посредством использования опросных методов.
В прошлом столетии была разработана модель типичного «гэллаповского» опроса – тип опроса общественного мнения, созданный в 1930-1940-х гг. прошлого века в основанном Дж. Гэллапом Американском институте общественного мнения.
Основными признаками «гэллаповского» опроса выступают следующие:
- общенациональный характер;
- отбор из генеральной выборки всех без исключения лиц, достигших избирательного возраста;
- число респондентов – в среднем 2000;
- квотный или случайный характер выборки;
- использование стандартных вопросников, личное интервьюирование респондентов;
- «закрытый» характер вопросов.
В последние годы приведенная модель опроса подвергается существенным трансформациям, создаются качественно новые формы исследования. В наиболее общем виде все опросные методы представлены двумя большими классами: анкетные опросы и интервью.
Преимущества опросных методов
Высокая популярность массовых социологических опросов обусловлена рядом преимуществ данных методов перед другими. В качестве основных достоинств опросных методов следует назвать следующие:
- позволяют оперативно получить большой массив наблюдений;
- низкая стоимость проведения опроса;
- при соблюдении ряда условий проведение социологического опроса позволяет не только осуществлять проверку выдвинутой гипотезы, но и реализовать сравнительный и вторичный анализ результатов.
Анкетирование как метод массового социологического опроса
Проведение опроса в виде анкетирования представляет собой один из наиболее распространенных социологических методов сбора первичных информационных данных. Преимущества применения данного метода заключаются в его доступности, оперативности, возможностях охвата наибольшего числа респондентов. Кроме того, проведение анкетирования не требует специальной подготовки.
В то же время, проведение анкетирования требует соблюдения ряда условий, обеспечивающих достоверность полученных результатов. В качестве основных факторов, оказывающих влияние на достоверность, точность результатов анкетирования, следует назвать следующие:
- формулировка, последовательность вопросов в анкете;
- репрезентативность выборки;
- время, место, ситуационный характер проведения анкетирования;
- анонимность анкетирования, физическое и психическое состояние респондентов в процессе проведения опроса;
- валидность инструментов исследования.
Под валидностью в современной научной литературе понимается степень соответствия полученных в результате измерений показателей тем, которые подлежали измерению, другими словами, соответствуют ли выбранные методы изучения критериям, которые подвергаются изучению.
Таким образом, массовый социологический опрос представляет собой один из наиболее эффективных методов сбора информационных данных. В современной социологии представлены многочисленные опросные методы, позволяющие осуществлять изучение различных социальных процессов и явлений.