Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Чикагская социологическая школа

Характеристики Чикагской школы

Чикагская социологическая школа появилась как результат инициативы социологов, которые трудились в одноименном университете. Свою работу школа начала в первой половине 20 века, заслужив уже через короткий промежуток времени огромное количество восхищенных отзывов.

Замечание 1

В рамках школы особо популярно было использование разнообразных количественных методов исследования, а также следование строгой методологии анализа данных. Акцент был сделан на проблемах, которые выделялись в пределах относительного нового течения – социологии города.

Возникновение Чикагской школы обусловлено тем, что население американских городов в конце 19-начале 20 века стало заметно расти. В связи с этим, сам город Чикаго из небольшого поселения превратился в город с количеством населения в более чем 3,5 миллиона человек. Таким образом, появилась социология города, главной целью которой стало изучение структурных специфик населения, а также мотивов человека покинуть свое поселение и переселиться в городские округа.

Социологами чикагской школы реализовывались многочисленные исследования, посвященные миграционным процесса, которые воздействовали на социальную структуру городского населения. Также ими изучалось, каким образом складываются городские этнические гетто, как они сосуществуют с остальным населением, какие проблемные поля выделяются, и каким образом их можно разрешить, чтобы население не испытывало каких-то притеснений. Уильям Томас и Флориан Знанецкий одними из первых проводили исследования, основываясь на идеях социальной психологии. Они проанализировали процессы перемещения и последующей адаптации польских крестьян-иммигрантов в новой для них среде урбанистических американских городов, которые как раз и разрастались за счет переселенцев и иммигрантов не только из других штатов, но и других стран и континентов.

Замечание 2

Этими же авторами было введено новое понятие – социальная дезорганизация. Под ней следует понимать постепенный процесс ослабления влияния уже существующих правил и норм поведения на отдельных граждан, или на целые категории граждан.

«Чикагская социологическая школа» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Таким образом, в обществе появляются те, кто ощущает полную свободу собственных действий, и эти люди вправе выбирать, следовать ли им старым нормам, или создать уже новые нормы, которые будут подходит им в соответствии с их интересами и потребностями. Чикагская школа одной из первых обратила свое внимание на феномен городской пространственной сегрегации, когда в рамках одного города или агломерации существует огромное количество подгрупп, сообществ, категорий населения, которые не соответствуют общепринятым нормам, а скорее ориентированы на собственные интересы и нормы, в результате чего они попросту не вписываются в общепринятую среду.

Представители Чикагской школы

Конечно, только через рассмотрение идей основных представителей Чикагской школы можно полностью осознать, в чем заключается сущность этой школы и ее самые основные черты. Лучше всего деятельность школы можно охарактеризовать через идеи большой четверки исследователей, которые сделали наибольший вклад в ее развитие – это:

  • А. Смолл,
  • Дж. Винсент,
  • Ч. Хендерсон,
  • У. Томас.

Благодаря их разработкам Чикагская школа социологии идеально соединила в себе ряд эмпирических исследований с теоретическими обоснованиями, а также различные качественные и количественные подходы и методы, которые позволили подтвердить или опровергнуть все возможные гипотезы.

В деятельности Чикагской школы большую роль сыграло изучение развития социальной деятельности. В школе были выдвинуты идеи по практическому эффективному разрешению разнообразных социальных проблем, которые возникли как раз в связи с очень активными процессами урбанизации и индустриализации. К таким проблемам следует отнести следующие:

  1. Безработица
  2. Нищета
  3. Асоциальное, девиантное поведение и преступность.

Социальные работники, которые активизировали свою деятельность в 20-30-е годы 20 века, в большей степени были заняты тем, что решали социальные проблемы производства. Благодаря исследованиям они могли предупредить конфликты, вычислить социальные риски и предложить решения самых распространенных трудовых споров. Благодаря этому условия труда постепенно улучшались, а кадры стабилизировались.

Конечно же, еще раз в рамках этой статьи, посвященной Чикагской социологической школе, стоит выделить совместную работу У. Томаса и Ф. Знанецкого, которые обозначили совершенно новые проблемы современной социологии, главным образом то, как и каким образом мигранты принимают решение переселиться, какие мотивы движут ими, и с какими проблемами они сталкиваются. Это позволяет не только осознавать возможные пути разрешения этих проблем, но также и в целом оценивать иммигрантские интересы.

Социально-экологическая теория – третье направление, которому в рамках Чикагской школы уделялось огромное внимание. Главными действующими лицами в разработке этой теории стали Р. Парк и Э. Берджес. Основными элементами этой теории стала социальная мобильность, социальный и экономический статус индивида, а также категория «маргинальная личность». Анализировались все аспекты, которые оказывают воздействие на жизнедеятельность человека, на нормы и ценности, которым он следует, а также то, к каким результатам в жизни они могут привести. Человек может получать определенный социальный статус, может уже родиться с ним и делать все возможное, чтобы поддерживать свой статус. Но есть и те, кто теряет свой статус, превращается в безработную, маргинальную личность, которая нуждается в помощи со стороны общественности. Социология же изучает основные причины такого состояния, а также его последствия, прежде всего последствия для личности человека. Таким образом, в рамках Чикагской школы исследователи ставят новые проблемы, выдвигают новые теоретические и эмпирические основания для их исследования и последующего разрешения.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 17.06.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot