Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Условные обозначения ошибок в письменной речи как инструмент обучения

Условные обозначения ошибок в письменной речи как инструмент обучения

Проверка письменных работ учащихся учителем русского языка является частью систематической работы по диагностике и коррекции уровня сформированности правописных и речевых умений. Однако не всегда результаты этой проверки ученик может использовать как инструменты для совершенствования своей речевой деятельности, поскольку обозначения типов ошибок для него остаются неясными (как и сама типология ошибок), а в проверке его интересует в основном результат в виде отметки.

Чтобы превратить результаты проверки письменных работ учащихся в действенные механизмы коррекции ошибок, необходимо разработать систему маркировки ошибок, которая была бы понятна ученику, выполняла обучающую функцию и организовывала бы самостоятельную работу по исправлению ошибок.

Определение 1

Условные обозначения ошибок на письме - это методический прием, используемый учителем для систематизации типов ошибок, допущенных учащимся, и стимулирования самостоятельной проработки этих ошибок в соответствии с имеющимися у учеников представлениями о маркировке ошибок на определенные виды орфограмм (или пунктограмм).

На практике систему условного обозначения ошибок как методического средства коррекции ошибочного написания использовала М. Ганькина (опыт описан в ее книге «Грамматическая аптечка»). Суть метода базируется на нескольких принципах:

  1. В процессе изучения орфограмм учащиеся под руководством учителя составляют список орфограмм, которые могут быть обозначены условными символами (например, буквенно-цифровыми индексами, разными цветами и проч.).
  2. При проверке работы учитель не просто отмечает место ошибки, но и указывает ее тип в соответствии с принятым буквенно-цифровым обозначением.
  3. После получения проверенной работы ученик находит в перечне орфограмм индекс своей ошибки, повторяет правило, выполняет работу над ошибками в соответствии с планом, предложенным учителем или сформулированным для всего класса. Например, задания для работы над ошибками могут включать следующие типы учебных действий: записать слово, обозначить графически условия выбора орфограммы, подобрать и записать еще пять слов на данное правило, составить со словом, в котором допущена ошибка, предложение или небольшой текст, составить текст или словарный диктант со словами на данную орфограмму.
«Условные обозначения ошибок в письменной речи как инструмент обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Условное обозначение ошибок в системе других приемов коррекции речевых недочетов

Предложенный способ использования условных обозначений ошибок как приема, способствующего организации работы над ошибками и повышения культуры письменной речи, может быть дополнен различными приемами:

  1. Коллективный анализ типов ошибок, допущенных в диктантах, изложениях, сочинениях, с присвоением им соответствующей маркировки.
  2. Работа с текстами, в которых содержатся разные типы ошибок, направленная на их нахождение, маркировку, исправление и объяснение.
  3. Использование маркировки ошибок для обозначения орфограмм (пунктограмм), которые встречаются в текстах упражнений учебника, рабочей тетради, иных дидактических материалов.
  4. Маркировка ошибки без ее исправления для самостоятельного нахождения учеником ошибки в письменной работе.
  5. Комментированный диктант, в котором вместо объяснения орфограмм и пунктограмм используются маркировки ошибок, которые могут быть допущены во время написания текста.
  6. Подбор примеров из собственных письменных работ учащихся под условные обозначения ошибок, предложенные учителем. Это предполагает самостоятельную маркировку учениками допущенных в тексте ошибок, которые предварительно найдены и исправлены учителем.

Помимо орфографических и пунктуационных ошибок маркировке можно подвергнуть любые виды ошибок – от грамматических до речевых. Это эффективно в работе со старшеклассниками, которые готовятся к государственной итоговой аттестации и обучаются опознавать и исправлять ошибки в области ударения, формообразования, употребления слов и построения предложений. Использование маркировки при изучении лексических и грамматических ошибок существенно облегчает процесс запоминания типологии ошибок, помогает быстрее ориентироваться в нормативном и ненормативном словоупотреблении, а также самостоятельно оценивать степень своего продвижения в изучении темы.

Таким образом, такой формат работы над ошибочными написаниями как условные обозначения ошибок является более продуктивным, поскольку приучает школьников сознательно относиться к исправлению ошибок, тренирует зрительную память, развивает орфографическую зоркость и навыки самоконтроля в процессе письма. Кроме этого, использование системы условных обозначений ошибок помогает преодолеть механической подход к заучиванию правил, формируя прочные знания в области орфографических норм.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 02.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot