Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Типичные ошибки в написании суффиксов кратких прилагательных и причастий: норма и узус

Написание суффиксов кратких прилагательных и причастий как методическая и орфографическая проблема

Вопросы разграничения кратких отглагольных прилагательных и причастий являются проблемными не только для методики преподавания русского языка в школе, но и для кодификации орфографической нормы, поскольку существуют многочисленные переходные и спорные случаи двоякой трактовки написания.

Как известно, общее правило, основываясь на морфологических и синтаксических функциях лексем, предписывает писать в кратких причастия одну букву Н, а в кратких отглагольных прилагательных такое же количество Н, как и в полных. Однако на практике учащиеся сталкиваются с трудностями при разграничении омонимичных причастий и отглагольных прилагательных. Поясним это на примере слова «образован(н)а»: Временная коалиция образована в парламенте. Девушка образованна и начитанна. В первом случае мы имеем дело с кратким причастием со значением: «создана, организована». Во втором случае употребляется краткое прилагательное со значением: «эрудированная, много знающая».

Обычно для учащихся разграничение таких слов представляет значительные трудности, поскольку необходимо учитывать несколько критериев:

  1. Грамматическое значение слов, характер выражаемого ими значения (постоянный или проявляющийся во времени признак), а также характер синтаксической конструкции, в которой они употребляются.
  2. Семантика слов в предложении, употребление их в прямом или переносном значении.
  3. Характер грамматических (формальных) связей лексем с другими словами. В частности, это касается возможности подстановки к слову, в написании которого возникают сомнения, субстантива в творительном падеже. Так, обычно краткие причастия имеют при себе зависимые слова с орудийной семантикой или значением производителя действия (Дети в войну воспитаны отцом). В то же время краткие прилагательные чаще всего имеют зависимые слова с семантикой образа действия или качества: Девочка совершенно невоспитанна, крайне невежественна.

Типичные ошибки в написании суффиксов кратких прилагательных и причастий: норма и узус

«Типичные ошибки в написании суффиксов кратких прилагательных и причастий: норма и узус» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Определение 1

Типичные ошибки в написании суффиксов кратких прилагательных и причастий заключаются в смешении частеречной принадлежности слов или неправильной их классификации по лексико-грамматической признаку, что приводит к выбору ошибочного написания.

Норма письменной речи, которая формируется в спонтанном общении (например, в интернет-переписке), отражает тенденцию к единообразию написания: большая часть пишущих предпочитает писать одну букву Н, экономя речевые усилия. Это связано не только с трудностями разграничения частеречной принадлежности слов, но и с интуитивным стремлением пишущего упорядочить данный аспект правописания, введя в него единообразный принцип написания. Исследования, проводимые с опорой на Национальный корпус русского языка, показывают, что не всегда в одних и тех же синтаксических позициях при сходной семантике мы имеем одинаковое написание. Например, в предложении «Зина встретила своего курсанта в дверях, она была взволнованна (П. Алешковский) и в предложении «Анче была взволнована не меньше Баха ― но взволнована радостно, словно предвкушая что-то увлекательное и веселое (Г. Яхина) в одинаковой синтаксической позиции (именная часть составного сказуемого) встречается двоякое написание, которое не может быть до конца объяснено с опорой на смысловой критерий. Очевидно, что в обоих предложениях слово «взолнован(н)а» выражает значение «испытывает волнение, волнуется».

Характерно, что в разных словарях и справочных пособиях по орфографии нет единого подхода к определению тех кратких прилагательных, образовавшихся от причастий, которые должны писать всегда с одной Н, а также отсутствуют четкие критерии разграничения данных прилагательных и омонимичных им причастий. Более того, наиболее авторитетные справочника, как правило, дают список таких омонимичных форм (всего их более 150) и предлагают достаточно зыбкие формально-семантические критерии для разграничения частеречной принадлежности и, следовательно, выбора правильного написания. Например, Д. Э Розенталь предлагает ориентироваться на способность кратких причастий соотносится с глаголами, обозначающими действие. Так, в предложении «Врачи были озабочены состоянием больного» возможна замена причастия «озабочены» на глагол: «Врачей озаботило состояние больного». В то время как краткие прилагательные такой замены не допускают: «Лица присутствующих озабоченны, тревожны» (в данном случае «озабоченны» употребляется в значении «беспокойны»). Другим критерием, как отмечает Д. Э Розенталь, является наличие зависимых слов, указывающих на статус слова. К примеру: Она предана своим другом (предана – краткое страдательное причастие). – Собаки всегда преданны (преданны – краткое отглагольное прилагательное, употребляемое в значении «верны»).

Таким образом, вопросы узуального и нормативного определения критериев правильного написания суффиксов кратких причастий и отглагольных прилагательных до сих пор остаются нерешенными в правописной практике и требуют более детального подхода к разграничению кратких причастий и прилагательных в лексико-грамматическом аспекте.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 11.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot