Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Работа над понятиями «корень слова» и «однокоренные слова» на уроках русского языка в младших классах

Изучение строения слова в начальной школе

Определение 1

Строение слов, их состав изучаются в особом разделе языкознания – морфемике.

Определение 2

Базовым понятием морфемики является представление о наименьшей значимой части слова – морфеме, которая выражает грамматическое значение и участвует в образовании новых слов.

В начальной школе происходит знакомство с составом слова и изучение его частей. Ученики получают представление о родственных словах, их общей части – корне, а также аффиксах (приставках, суффиксах), которыми однокоренные слова различаются. Также ученики знакомятся с морфемами, участвующими в образовании форм слов (окончанием, глагольным суффиксом прошедшего времени), а также с теми случаями, когда эти формы остаются формально не выраженными (то есть нулевыми): например, нулевое окончание в словах «мышь», «постель», «пенал», «вокзал», материально не выраженный суффикс в глаголах «пах, сох, мок».

Изучение морфемики базируется на ряде принципов:

  1. Системного строения языка: принцип учитывает связи всех морфем в составе слова, когда значение одной морфемы обусловлено его позицией в слове относительно других морфем.
  2. Связи между морфемным уровнем и орфографией: поскольку в основу правописания положен принцип единого графического отображения морфем на письме, знание морфемики является базой формирования правописных умений, вооружает учеников сведениями о позиции орфограммы в слове, а также навыками проверки определённых орфограмм (например, путем изменения формы слова или подбора однокоренной лексемы).

Освоение морфемного уровня языка происходит в четыре этапа:

  1. Подготовительный, включающий период наблюдения за составом слова без его членения на морфемы. В этот период можно обращать внимание детей на группы «родственных» слов, которые близки по своему значению (например, лес, лесной, лесник), а также подбирать слова одной тематической группы, одинаково образованные (пианистка, теннисистка, гитаристка и проч.).
  2. Изучение морфем и однокоренных слов путем их сопоставления. Ученики знакомятся с классификацией морфем, учатся опознавать и выделять их, формируется представление об общей части ряда однокоренных слов.
  3. Осознание роли частей слова в языке (показатели лексического и грамматического значения, «строительный» элемент слов), а также овладение морфемным принцип правописания.
  4. Углубление сведений о составе слова и словообразовании; здесь вводится понятие глагольной основы, системы окончаний, а также формируются первоначальные представления о словообразовательных возможностях русского языка.
«Работа над понятиями «корень слова» и «однокоренные слова» на уроках русского языка в младших классах» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Работа над понятиями «корень слова» и «однокоренные слова» на уроках русского языка в младших классах

Формирование представления о корне начинается с того, что у учеников необходимо выработать два критерия выделения общей части однокоренных слов:

  1. Смысловой: однокоренные слова имеют общую «сему», то есть компонент значения: например, лексемы «стол», «столовая», «настольный», «столоваться» связаны с семантикой слова «стол».
  2. Структурный: корни выделяются на основе их графического и звукового сходства.

При выделении корня целесообразно использовать в качестве однокоренных лексемы разных частей речи: так у учеников сформируется представление о том, что словообразовательные возможности русского языка и велики и способствуют пополнению его словарного состава, а также возникнут необходимые ассоциативные связи, необходимые для единообразного написания морфем. Однокоренные слова будут существовать в сознании ребёнка не разрозненно, а в составе больших словообразовательных гнёзд. Кроме этого, это дает и первоначальные сведения о способах производства слов. Так, владея цепочкой «краснота», «красный», «краснеть», ученик может составить аналогичную цепь для корня «-темн-»: темнота – темный – темнеть.

Путем сопоставления однокоренных слов разных частей речи удаётся добиться понимания того, что за определёнными суффиксами «закреплены» свои собственные роли: например, суффикс «тель» используется для выражения значения лица, производящего действие, обозначенного глагольной лексемой: водить – водитель, учитель – учитель, строить – строитель, хранить – хранитель и т.д.

Наблюдение над однокоренными словами одной части речи даёт возможность понять стилистическое значение суффиксов: старичок – старикан – старикашка (первый суффикс придает слову уменьшительно-ласкательный оттенок, второй и третий – разговорно-пренебрежительный).

Изучение однокоренных слов проходит через ряд этапов, среди которых выделяют:

  1. Подготовительный, связанный с наблюдением над родственными словами, их значением и строением.
  2. Основной, связанный с изучением структуры слова, его частей и выделением корня как общей части ряда родственных слов.
  3. Углублённый: на данном этапе знания о корне обобщаются и расширяются. Например, ученики овладевают понятием связанных корней (в словах «одеть» / «надеть», «включить» / «выключить»), а также омонимичных корней («коса» / «косный» / «коснусь» / «косой»).
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 19.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot