Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Нетрадиционные способы конспектирования на уроках русского языка

Конспектирование на уроках русского языка

Конспектирование на уроках русского языка является неотъемлемой частью работы по усвоению теории, поскольку позволяет ученику зафиксировать важные аспекты в ее изучении.

Определение 1

Конспект представляет собой краткую запись основных положений темы в формате, удобном для запоминания и последующего повторения материала.

Функции конспекта в процессе обучения русскому языку состоят в следующем:

  1. Систематизация информации, получаемой в процессе обучения.
  2. Структурирование сведений в теме.
  3. Объединение разрозненных сведений, относящихся к одной теме.
  4. Организация материала в удобной для усвоения форме.
  5. Проработка теории для ее разбора и запоминания.
  6. Облегчение формы представления орфографического правила.

Помимо того, конспектирование развивает навыки связной речи, умение последовательно выражать мысли, приводить примеры, тренирует память и внимание, способствуя запоминанию большего процента изученных сведений.

Традиционные конспекты представляют собой рукописные тексты довольно большого объема, хотя в последнее время они вытесняются опорными схематическими конспектами, а также различными таблицами, учебной инфографикой, представляющими информацию в компактном виде.

Нетрадиционные способы конспектирования на уроках русского языка

Большое значение для написания конспекта по теме имеет личная заинтересованность учащегося, ведь конечная цель написания конспекта состоит в структурировании знаний учащегося, поэтому конспект пишется не для учителя, а для самого ученика и отражает его понимание материала. Чтобы разнообразить деятельность по написанию конспектов и придать ей дополнительную мотивацию, в обучении русскому языку применяются приемы нетрадиционного конспектирования.

Определение 2

Нетрадиционное конспектирование представляет собой прием, суть которого заключается в творческом подходе к созданию учебного конспекта, сочетающего в себе информативность и необычность оформления и подачи.

«Нетрадиционные способы конспектирования на уроках русского языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Это значит, что учащийся самостоятельно выбирает форму представления материала способ его обработки, а также конечный вариант представления. В результате процесс создания конспект превращается в личностно-значимую деятельность, которая становится более осмысленной и самостоятельной.

При составлении нетрадиционных конспектов важно обучить школьников общим приемам конспектирования и соблюдать следующие принципы:

  1. Выделять в содержании материала только главные, существенные стороны, которые найдут отражение в конспекте.
  2. Использовать систему условных обозначений или краткие записи.
  3. Сопровождать теорию примерами из речевой практики.
  4. Вести записи аккуратно, последовательно, соблюдая логику изложения материала.

Виды нетрадиционных конспектов на уроках русского языка

Основные виды нетрадиционных конспектов:

  1. Конспекты-шпаргалки: учащийся пишет конспект в виде шпаргалки для контрольной или проверочной работы, стараясь уместить как можно больше полезной информации в минимальном формате.
  2. Конспекты-конструкторы. Например, можно создать конспект-бургер, поместив в «слоях» его начинки различные сведения; другой вариант – конспект-азбука, где каждая буква начинает какой-либо аспект теории.
  3. Конспекты-рисунки. По сути, вместо традиционного текстового варианта конспекта создается рисунок (коллаж, плакат) с минимумом текста и максимальным количеством инфографики, что помогает визуализировать материал и способствует его ассоциативному усвоению.
  4. Конспекты-предметы. К примеру, ученик делает конспект в виде закладки к учебнику, пользуется им в течение изучения книги, затем убирает. В виде конспекта может выступить и обложка книги (тетради), после изучения темы конспект заменяется новым.
  5. Коллективные конспекты. Это большие по формату конспекты, выполняемые на ватмане или плакате всем классом в процессе изучения темы. Каждый ученик по очереди дополняет общий конспект какими-то ведениями. В результате получается общая «карта» темы, сформированная как результат коллективных интеллектуальных усилий всего класса.
  6. Литературно-художественный конспект в виде сказки, рассказа, стишка (синквейна). по пройденной теме.
  7. «Временный конспект»: создается на непродолжительное время из стикеров, кусочков бумажек, которые собираются на уроке или в течение времени, отведенного на изучение темы.

Перечисленные виды нетрадиционных конспектов можно использовать, чередуя их в зависимости от уровня класса и особенностей изучаемой темы. Эффективным приемом является проведение небольших конкурсов в классе на лучший конспект к теме, где учащиеся могут презентовать свои варианты конспектов и проявить творческий подход к их составлению.

Таким образом, нетрадиционное конспектирование на уроках русского языка способствует развитию воображения и памяти учащихся, создает положительный настрой и мотивирует систематизировать изученные сведения в процессе самостоятельной работы.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 22.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot