Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика обучения логико-смысловому анализу текста

Понятие логико-смыслового анализа текста

Анализ текста является одним из наиболее распространенных видов комплексного филологического исследования произведения или высказывания. Цели и задачи такого анализа различны и зависят от направления анализа. Во время обучения в школе ученики приобретают навыки анализа текстов в следующих аспектах:

  1. Лингвистический анализ, то есть исследование особенности языковой организации произведения.
  2. Структурно-композиционный анализ, связанный с определением особенностей строения текста, а также связей его частей.
  3. Лингвостилистический анализ, направленный на выявление особенностей стиля, примет индивидуальной авторской речевой манеры.
  4. Логико-смысловой анализ, связанный с уяснением причинно-следственных связей в содержании текста.
Определение 1

Логико-смысловой анализ, таким образом, представляет собой одну из разновидностей комплексного анализа текста, которая направлена на изучение его смысловой организации, характера связей микротем и их роли в передаче основной мысли и формировании авторской позиции в тексте.

Навыки логико-смыслового анализа текста

Умение анализировать логико-смысловую структуру текста базируется на следующих навыках:

  1. Навык работы с заголовком, а именно: умение соотносить семантику заголовка с темой текста, его основной мыслью; умение прогнозировать содержание текста по заголовку; умение подбирать к тексту заголовок, основываясь на анализе его темы, основной мысли.
  2. Навык выделения в тексте микротем, а также ключевых слов, составляющих основу каждой микротемы.
  3. Умение выделять лексические ряды, относящиеся к каждой микротеме, и интерпретировать их в соответствии с ведущей темой.
  4. Умение отличать лексические единицы одного ряда от других, объяснять сущность этого различия и его роль для понимания смысла высказывания.

Иными словами, логико-смысловая структура текста базируется на последовательности действий, которые связаны с поиском лексических (языковых) показателей его тематического содержания, а также объяснением их логических связей в составе целого.

Недочеты и ошибки при проведении логико-смыслового анализа

«Методика обучения логико-смысловому анализу текста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Типичные ошибки логико-смыслового анализа текста проявляются в следующих ситуациях:

  1. Ученик упускает часть информации, являющейся важной для понимания и интерпретации текста.
  2. Имеющаяся в тексте информация дополняется той, которая не упоминалась в тексте.
  3. Текстовая информация подвергается искажению (например, неправильно освещается фактическая сторона содержания).
  4. Часть информации, которую воспроизводит ученик, является контаминацией разных микротем текста.

Важность логико-смыслового анализа подчеркивается тем, что требования к усвоению его навыков содержатся в стандартах языкового образования. Также эти умения и навыки проверяются в заданиях экзаменационных материалов государственной итоговой аттестации. Например, выпускники 9 класса демонстрируют эти навыки при написании изложения, анализируя логико-смысловые связи исходного текста и последовательно воспроизводя их в процессе письменного пересказа текста. Выпускники 11 класса сталкиваются с элементами логико-смыслового анализа в задании 22: они должны показать навыки соотнесения информации, данной в высказываниях, с информацией, которая содержится в тексте.

Методика обучения логико-смысловому анализу текста

Для формирования навыков логико-смыслового анализа текста учитель использует следующие методические приемы:

  1. Анализ заголовка произведения: соотнесение его с темой текста, а также с каждой микротемой; выявление образного (метафорического) смысла заголовка; определение соотношения заголовка и авторской позиции.
  2. Поиск ключевых слов. Выделение ключевых слов происходит на основе формально-семантического критерия: ученики подсчитывают наиболее часто повторяющиеся слова в абзаце (фрагменте), а также оценивают их смысловую нагрузку.
  3. Формулировка микротемы абзаца на основе анализа ключевых слов; выделение всех микротем текста.
  4. Определение логико-смысловых связей между микротемами. Ученик должен понять, как соотносятся между собой части текста, есть ли между ними причинно-следственная связь, поясняют ли они какие-то части содержание главенствующего абзаца, или же части текста противопоставлены в смысловом отношении.
  5. Определение основной мысли текста на основе анализа темы и проблемы текста с помощью эвристической беседы, «мозгового штурма», метода ассоциаций, составления кластера образов (идей) и установления их связей.
  6. Выявление авторской позиции с помощью анализ заголовка, ключевых микротем, образов, средств выражения оценки, примеров речевой (портретной) характеристики и проч.

Завершением логико-смыслового анализа является формирования целостного представления о тематике и проблематике текста, а также выявление характера связей между смысловыми частями текста и их значения для понимания основной мысли.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 29.09.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot