Типичные ошибки в структуре экзаменационного сочинения по русскому языку
В структуре экзаменационной работы по русскому языку справедливо одним из самых сложных заданий считается написание сочинения. Это обусловлено как сложностью продуцирования высказываний вообще, так и необходимостью следовать определенной структуре, что предполагает знакомство с ней и ее усвоение.
Типичные ошибки в структуре экзаменационного сочинения по русскому языку представляют собой композиционно-содержательные недочеты, которые обусловлены слабым знанием требований к структуре и логике сочинения и неразвитыми навыками анализа текста.
Структура экзаменационного сочинения представляет собой композиционную схему, которой должна соответствовать работа ученика. Она включает ряд элементов:
- Выделение и формулировка проблемы текста с помощью различных коммуникативно-речевых стратегий и тактик.
- Комментирование проблемы с приведением двух аргументов из текста и их пояснением, значимым для раскрытия данной проблемы.
- Установление смысловой связи, которая существует между аргументами текста, для уяснения ее роли в логике расположения аргументов и раскрытии проблемы.
- Определение маркеров авторской позиции и ее формулировка.
- Выражение своего отношения к позиции автора посредством аргументированного суждения, соотносящегося с проблемой текста.
Нарушение композиционной последовательности, а также пропуск какого-либо компонента ведет к искажению структуры и появлению ошибок.
Рассмотрим наиболее типичные ошибки в структуре сочинения:
- Смешение темы и проблемы, когда учащийся определят проблему слишком широко, не акцентируя внимание на противоречии, лежащем в основе авторского освещения темы.
- Неверное определение проблемы на основе искаженного восприятия текста и авторской интенции.
- Неверная формулировка проблемы. Например: «В тексте затронута проблема человека» (вместо: «В тексте затронута проблема воспитания человека в современном мире»).
- Отсутствие комментария к проблеме из текста, когда ученик пропускает этап комментирования и пояснения своего комментария.
- Использование в качестве комментирования пересказа текста без попытки его анализа и объяснения роли аргумента в раскрытии замысла.
- Отсутствие в тексте пояснения и обоснования к выбранным аргументам, помогающего понять их значение для раскрытия проблемы.
- Отказ от выделения смысловой связи между примерами и ее анализа.
- Неверное выделение смысловой связи, которое приводит к ошибочному пониманию характера отношений между аргументами.
- Неумение определить авторскую позицию на основе анализа языковых и композиционных средств ее выражения.
- Неверное определение авторской позиции, например, при смешении позиции автора и рассказчика.
- Отсутствие своего мнения, отношения к позиции автора.
- Отсутствующая или слабая аргументация авторской позиции.
Это лишь самый общий перечень типичных ошибок в структуре экзаменационной работы. Более детальный анализ сочинений выпускников показывает, что на самом деле ошибок больше, и они обусловлены и речевыми недочетами при выражении своих мыслей.
Методика преодоления ошибок в подготовке к сочинению ГИА
Способы преодоления ошибок при написании сочинения состоит в следующем:
- Знакомство с требованиями к содержанию и структуре сочинения, а также их анализ и запоминание.
- Освоение принципов анализа проблематики текста по ключевым словам.
- Обучение принципам правильной формулировки проблемы с использованием разных способов: повествовательных предложений с конструкциями в родительном падеже, вопросно-ответных конструкций, речевых шаблонов, специальных «маркеров» выражения проблемы. К примеру, проблема роли, отношения, значения, использования, влияния и проч.
- Развитие навыков находить в тексте аргументы к проблеме, а также проводить их содержательный анализ, значимый для уяснения проблемы.
- Формирование навыков установления логических связей между аргументами путем анализа их формальной организации и речевого выражения.
- Обучение анализу смысловой связи посредством определения ее роли в понимании проблематики текста.
- Анализ маркеров авторской позиции (например, оценочной лексики, эпизодов в художественном тексте, прямых способов выражения авторской позиции в публицистике).
- Развитие навыков формулировки авторской позиции и аргументации своего к ней отношения посредством использования логических и эмоциональных доводов.
Таким образом, в структуре экзаменационного сочинения по русскому языку возможны различные виды ошибок, в том числе ошибки, связанные с композиционным оформлением и содержанием работы. Необходимо в период подготовки к экзамену проводить целенаправленную работу по их выявлению и устранению, чтобы развить у выпускников навыки литературного редактирования и критического отношения к своим письменным высказываниям.