Проблемы использования грамматических вопросов в лингвометодике
Использование грамматических вопросов для определения принадлежности слов к определенной части речи достаточно давно используется в лингвометодике, однако до сих пор применение этого метода является спорным ввиду его недостатков.
Наиболее серьезной критике этот метод подвергся в статье А. М. Пешковского «Вопросы о “вопросах”», где отражен негативный взгляд лингвиста на использование грамматических вопросов в качестве критерия для разграничения частей речи. В частности, ученый отмечал, что метод постановки вопросов является формальным и не отражает грамматическое значение словоформ. В некоторых случаях метод постановки вопросов вообще является бесполезным. Например, при разграничении форм родительного – винительного падежей одушевленных имен: ночевал у Ивана – встретил Ивана.
В теоретическом языкознании метод постановки вопросов практически не используется. Так, В. В. Виноградов, создавая классификацию частей речи, использовал для их выделения другие критерии. В частности, это особенности словоизменения, а также словообразования, грамматические признаки и синтаксическая функция. Однако использование вопросов по-прежнему является важным аспектом школьной практики преподавания русского языка и частью лингвометодического подхода к изучению частей речи.
Несмотря на широкое распространение вопросов как средств «опознания» частей речи существуют существенные недостатки в их использовании:
- Проблема определения понятия «грамматические вопросы».
- Соотношение грамматических и смысловых вопросов.
- Роль формальных грамматических вопросов в синтаксическом анализе и определении функциональной роли той или иной части речи.
Грамматические вопросы как средство презентации категориальных значений частей речи и членов предложения
Наблюдения над семантикой предложений позволяют сделать вывод, что грамматические вопросы сами по себе выступают не как формальное средство презентации каких-либо членов предложения или частеречных значений, а как результат анализа семантики тех или иных слов в предложении. Чтобы понять это, рассмотрим несколько предложений:
- Туман накрыл поля – в данном предложении слово «туман», отвечая на вопрос «что?» и обозначая предмет речи, выступает как подлежащее.
- Туманом накрыло поля – в данном предложении при сохранении общего представления о предмете речи (высказывание посвящено все той же теме – туману, который накрывает поля) меняется функция слова «туманом». Накрыло (чем? как?) туманом. Слово выступает в роли дополнения или обстоятельства.
- Поля покрылись туманом – в данном предложении слово «туманом» сохраняет функцию дополнения / обстоятельства, при этом в роли подлежащего выступает слово «поля», которое теперь отвечает на вопрос именительного падежа и обозначает предмет речи.
Таким образом, грамматические вопросы, которые задаются в трех случаях к каждому члену предложения, не просто механически воспроизводят формальные признаки слов, но и являются результатом первичного анализа, говорящим (пишущим) грамматических отношений, существующих между компонентами предложения. Поэтому основой для грамматических вопросов являются, прежде всего, коммуникативные вопросы, которые отражают значение различных аспектов высказывания в его отношении к действительности: кто является производителем действия, с помощью чего совершается действие, при каких обстоятельствах и проч.
При этом между грамматическими и коммуникативными вопросами возможны различные отношения:
- Тождество: Кто идет? Человек спит. Кот мурлычет.
- Несовпадение: Кто ты, странник? (формально: ты – подлежащее, кто – сказуемое; с коммуникативной точки зрения: «темой» выступает местоимение «кто», а ремой – «ты»).
- Частичное совпадение: Пошли гулять в парк (в парк – обстоятельство, хотя формально отвечает на вопрос «что?» и относится к винительному падежу).
В связи с этим методическая ценность метода постановки вопросов при определении частей речи или членов предложения очевидна, так она позволяет познакомиться учащихся с явлениями синкретизма членов предложения, а также продемонстрировать им слабость и односторонность исключительно системного отношения к проблеме частей речи. Например, при формальном подходе к словам «сестра» и «она» можно отметить, что они отвечают на один и тот же вопрос («кто?»), но при этом они относятся к разным частям речи. Аналогичную ситуацию мы наблюдаем при сопоставлении лексем «зеленый» (прилагательное) и «зеленеющий» (причастие), «тепло» (наречие: Он встретил меня тепло) и «тепло» (категория состояния: Мне тепло).
Несмотря на критику метода постановки вопросов, у него есть и свои преимущества:
- Отвлечение от конкретного лексического значения слова.
- Абстрактная семантика, которая является средством типизации явлений языка.
- Способность репрезентировать категориальное значение частей речи, необходимое для их различения.
Таким образом, грамматические вопросы как средство презентации значений частей речи и членов предложения остается надежным инструментом лингвометодической практики, который, тем не менее, должен быть дополнен другими средствами анализа, в том числе смысловыми вопросами, опорой на синтаксическую функцию, словоизменительные параметры и другие характерные черты грамматических классов.