Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Грамматические вопросы как средство презентации категориальных значений частей речи и членов предложения

Проблемы использования грамматических вопросов в лингвометодике

Использование грамматических вопросов для определения принадлежности слов к определенной части речи достаточно давно используется в лингвометодике, однако до сих пор применение этого метода является спорным ввиду его недостатков.

Наиболее серьезной критике этот метод подвергся в статье А. М. Пешковского «Вопросы о “вопросах”», где отражен негативный взгляд лингвиста на использование грамматических вопросов в качестве критерия для разграничения частей речи. В частности, ученый отмечал, что метод постановки вопросов является формальным и не отражает грамматическое значение словоформ. В некоторых случаях метод постановки вопросов вообще является бесполезным. Например, при разграничении форм родительного – винительного падежей одушевленных имен: ночевал у Ивана – встретил Ивана.

В теоретическом языкознании метод постановки вопросов практически не используется. Так, В. В. Виноградов, создавая классификацию частей речи, использовал для их выделения другие критерии. В частности, это особенности словоизменения, а также словообразования, грамматические признаки и синтаксическая функция. Однако использование вопросов по-прежнему является важным аспектом школьной практики преподавания русского языка и частью лингвометодического подхода к изучению частей речи.

Несмотря на широкое распространение вопросов как средств «опознания» частей речи существуют существенные недостатки в их использовании:

  1. Проблема определения понятия «грамматические вопросы».
  2. Соотношение грамматических и смысловых вопросов.
  3. Роль формальных грамматических вопросов в синтаксическом анализе и определении функциональной роли той или иной части речи.

Грамматические вопросы как средство презентации категориальных значений частей речи и членов предложения

Наблюдения над семантикой предложений позволяют сделать вывод, что грамматические вопросы сами по себе выступают не как формальное средство презентации каких-либо членов предложения или частеречных значений, а как результат анализа семантики тех или иных слов в предложении. Чтобы понять это, рассмотрим несколько предложений:

«Грамматические вопросы как средство презентации категориальных значений частей речи и членов предложения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  1. Туман накрыл поля – в данном предложении слово «туман», отвечая на вопрос «что?» и обозначая предмет речи, выступает как подлежащее.
  2. Туманом накрыло поля – в данном предложении при сохранении общего представления о предмете речи (высказывание посвящено все той же теме – туману, который накрывает поля) меняется функция слова «туманом». Накрыло (чем? как?) туманом. Слово выступает в роли дополнения или обстоятельства.
  3. Поля покрылись туманом – в данном предложении слово «туманом» сохраняет функцию дополнения / обстоятельства, при этом в роли подлежащего выступает слово «поля», которое теперь отвечает на вопрос именительного падежа и обозначает предмет речи.

Таким образом, грамматические вопросы, которые задаются в трех случаях к каждому члену предложения, не просто механически воспроизводят формальные признаки слов, но и являются результатом первичного анализа, говорящим (пишущим) грамматических отношений, существующих между компонентами предложения. Поэтому основой для грамматических вопросов являются, прежде всего, коммуникативные вопросы, которые отражают значение различных аспектов высказывания в его отношении к действительности: кто является производителем действия, с помощью чего совершается действие, при каких обстоятельствах и проч.

При этом между грамматическими и коммуникативными вопросами возможны различные отношения:

  1. Тождество: Кто идет? Человек спит. Кот мурлычет.
  2. Несовпадение: Кто ты, странник? (формально: ты – подлежащее, кто – сказуемое; с коммуникативной точки зрения: «темой» выступает местоимение «кто», а ремой – «ты»).
  3. Частичное совпадение: Пошли гулять в парк (в парк – обстоятельство, хотя формально отвечает на вопрос «что?» и относится к винительному падежу).

В связи с этим методическая ценность метода постановки вопросов при определении частей речи или членов предложения очевидна, так она позволяет познакомиться учащихся с явлениями синкретизма членов предложения, а также продемонстрировать им слабость и односторонность исключительно системного отношения к проблеме частей речи. Например, при формальном подходе к словам «сестра» и «она» можно отметить, что они отвечают на один и тот же вопрос («кто?»), но при этом они относятся к разным частям речи. Аналогичную ситуацию мы наблюдаем при сопоставлении лексем «зеленый» (прилагательное) и «зеленеющий» (причастие), «тепло» (наречие: Он встретил меня тепло) и «тепло» (категория состояния: Мне тепло).

Несмотря на критику метода постановки вопросов, у него есть и свои преимущества:

  1. Отвлечение от конкретного лексического значения слова.
  2. Абстрактная семантика, которая является средством типизации явлений языка.
  3. Способность репрезентировать категориальное значение частей речи, необходимое для их различения.

Таким образом, грамматические вопросы как средство презентации значений частей речи и членов предложения остается надежным инструментом лингвометодической практики, который, тем не менее, должен быть дополнен другими средствами анализа, в том числе смысловыми вопросами, опорой на синтаксическую функцию, словоизменительные параметры и другие характерные черты грамматических классов.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 11.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot