Понятие PR службы и ее сущностное предназначение в социальных организациях
PR (от англ. «public relations») – это маркетинговая функция управленческого порядка, ориентированная на установление и поддержание тесных коммуникаций, взаимопонимания и сотрудничества между организацией, личностью, брендом и общественностью, с ними связанной.
PR служба (или служба PR) – это структурное подразделение организации, оказывающее содействие в обеспечении согласия деятельности компании и внешней среды ее функционирования с одной стороны, и согласия самого коллектива компании, с другой стороны.
Проще говоря, PR служба – это служба, отдел, подразделение, которое занимается PR-деятельностью, общественными отношениями и связями с общественностью. Впервые подобные структурные подразделения начали появляться в Америке в первой половине ХХ века. Сегодня многие компании имеют в штате такие службы или отдельных PR специалистов.
Сама по себе PR служба выступает в качестве неотъемлемой частью общей системы управления организацией. Обычно PR службы специализируются на управлении имиджем организации, паблисити и промоушн.
Основными задачами PR службы в социальных организациях выступают:
- изучение общественного мнения;
- анализ реакции на PR действия компании;
- планирование и реализация коммуникационной стратегии;
- планирование и контроль PR бюджета;
- консультирование руководства и пр.
В конце концов, PR службы призваны улучшать и укреплять отношения между организацией и общественностью, представленной соответствующими целевыми аудиториями. Последние могут включать в себя потребителей продукции, поставщиков, средства массовой информации, представителей органов власти и местного самоуправления и пр.
Помимо укрепления взаимоотношений с внешней средой службы PR в социальных организациях должны стараться к поддержанию доверия к руководству организации, а также постоянно предоставлять ему соответствующую информацию, касательно мнения общественности по какому-либо направлению деятельности фирмы и/или реакции общественности на проводимые организацией акции и инициативы.
В процессе своего функционирования PR службы занимаются реализацией определенной стратегии, разработанной в соответствии с миссией организации, а их сотрудники на постоянной основе взаимодействуют со всем целевыми аудиториями (включая внутренние).
Функции PR служб в социальных организациях
Все PR службы в организации выполняют определенный функционал. В общем смысле под функциями службы PR в социальных организациях следует понимать относительно обособленные направления ее деятельности, обеспечивающие процесс управления PR-активностью организации. Основные функции PR служб отражены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 1. Основные функции службы PR в социальных организациях. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Функция планирования сводится к необходимости определения основных направлений политики организации в PR-сфере, постановки ее целей и выбора соответствующих методов управления деятельностью по связям с общественностью.
Функция координирующего порядка опосредована необходимостью налаживания контактов организации с наиболее влиятельными людьми и другими структурами.
Административная функция PR службы сопряжена с установлением принципов управления PR-подразделением и его организацией.
Функция производственно-функционирующего порядка включает в себя деятельность по планированию, производству и размещению рекламно-информационных материалов, подготовке информационно-аналитических материалов для руководства компании, проведению диагностики и мониторинга.
Интегрирующая функция PR службы носит комплексный характер и сочетает в себе исследовательскую деятельность, возможности планирования, организаторские действия, опосредованные участием PR-менеджеров в осуществлении предварительно спланированных мероприятий, а также экспертную практику, связанную с оценкой эффективности фактически осуществлённых мероприятий и выявлением новых проблем с целью их решения в будущем.
Базовые направления деятельности PR служб в социальных организациях
Первая в истории человечества PR-служба в качестве самостоятельного структурного подразделения была создана при администрации президента В. Вильсона после Первой мировой войны. Вскоре этот опыт активно подхватили автомобильные и железнодорожные компании, а также военно-промышленные организации. Сегодня PR службы весьма распространены и активно функционируют в социальных организациях.
Основными (приоритетными) направлениями деятельности PR служб считаются:
- организация межличностного общения сотрудников организации;
- выстраивание менталитета широкой общественности;
- формирование корпоративной культуры;
- интерпретация стратегии и тактики организации;
- выстраивание положительного облика организации в глазах общественности и пр.
На практике основные направления определяются спецификой деятельности организации, целями и задачами ее функционирования.
В сфере государственной службы деятельность PR подразделений направлена на информирование правительства организации, представительство и лоббирование ее интересов в органах власти, отслеживание работы всех ветвей власти и пр.
В сфере функционирования коммерческого сектора деятельность PR служб ориентирована на первичное информирование потребителей о деятельности фирмы, ее целях и задача, построение и/или изменение общественного мнения, а также поиск и достижение компромисса между интересами представителей общественности и поддержание доброжелательных отношений с ними.
Кроме того, PR службы часто занимаются внушением представителям целевых аудиторий мыслей о приоритетности тех или иных интересов, которые являются общими с организацией и превосходят над всем другими интересами.
В социальных организациях PR службы часто занимаются формированием и реализацией политики спонсорства и благотворительности, выстраивают и совершенствуют основы корпоративной культуры и этики, а также осуществляют взаимодействие с представителями средств массовой информации и органами власти с целью выстраивания с ними благоприятных отношений.