Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Способы формирования творческого мышления

Определение 1

Творческое мышление – это мышление созидающее, дающее принципиально новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям и открытиям.

Особенности и признаки творческого мышления

Творческое мышление подразумевает исключение стандартного подхода к решению практических и житейских задач, раздвигает границы, тем самым «разрывая» шаблоны и общепринятые рамки. В основе творческого мышления заложен эвристический подход, который направлен на решение проблемных ситуаций посредством их моделирования. При этом решение осуществляется на основании предварительно составленного алгоритма действий.

Основными признаками творческого мышления являются:

  1. Оригинальность – это способность создавать что-то уникальное и новое, то, что ранее не существовало. При этом оригинальность предполагает собственный поиск новых возможностей, а не копирование чужих мыслей и идей.
  2. Образная гибкость - это умение подстраивать собственное восприятие так, чтобы «увидеть» отличительные особенности объекта, которые не видны другим людям. Именно данные особенности делают предмет оригинальным и уникальным.
  3. Семантическая гибкость – это умение рассмотреть предмет, явление или действие с различных точек зрения, выявить тот потенциал, который ранее был не замечен.
  4. Спонтанная гибкость – это умение переключаться с одной мысли на другую и при этом не терять хода ни одной из них. Так же это умение генерировать получаемую информацию и выдвигать креативные идеи, мыслить нестандартно.

Психологические барьеры формирования творческого мышления

В настоящее время психологи выделяют следующие препятствия, которые могут помешать раскрытию творческого потенциала личности:

  1. Конформизм – это стремление быть похожим на окружающих, в результате чего индивид подражает другим, чтобы не выделяться и не отличаться. Такое поведение препятствует высказыванию собственных оригинальных и творческих идей, мнений и т.д.
  2. Ригидность – это неприятие всего нового и нестандартного, неумение увидеть в необычное в обыденном, привязка к стереотипам.
  3. Самокритика или цензура – характеризуется тем, что все необычные идеи и мысли индивид пропускает через собственный фильтр, в результате чего они остаются нереализованными и невысказанными.
  4. Быстрое решение – необдуманное и быстро принятое решение зачастую приводит к ошибкам. Важно чтобы для поиска правильного ответа необходимо проработать все возможные решения, рассмотреть все полученные варианты и не спеша выбрать действительно верное.
Замечание 1

Для выявления творческого потенциала и развития творческого мышления необходимо не только устранить психологические барьеры, но и использовать специальные упражнения.

«Способы формирования творческого мышления» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Упражнения для развития творческого мышления

Особое значение для формирования и развития творческого мышления имеют практические упражнения, которые необходимо выполнять регулярно. Для того, чтобы процесс формирования был интересен и привлекателен, зачастую в основе упражнений заложены игровые действия. Выполнять упражнения необходимо ежедневно, по несколько минут.

Основные практические упражнения, направленные на формирование творческого мышления:

  1. Ассоциации – в ходе упражнения необходимо случайным образом выбрать четыре слова и придумать для них критерии, в соответствии с которым одно будет лишним. Например, диван, кошка, зеркало и озеро. Критериями могут быть, например, наличие букв в словах (не во всех словах есть буква «к»), а также место их расположения (озеро не может находиться в квартире, в то время как диван, кошка и зеркало могут). Постепенно упражнение усложняют, добавляют слова в ассоциации.
  2. Максимум идей – это упражнение, которое используется в том случае, когда индивида посещает интересная идея. Зачастую индивид цепляется за первую идею и не развивает ее дальше, не рассматривает варианты ее совершенствования. Это может привести к тому, что творческое мышление будет постепенно сталкиваться с барьером, не позволяющим далее развивать свою идею, доводя ее до совершенства. Чтобы избежать подобной ситуации следует на пришедшую идею или мысль наработать несколько вариантов развития, посредством самокритики отобрать наиболее нестандартные и креативные, чтобы их внедрить в реальность.
  3. Ментальные карты. Формированию и развитию творческого мышления способствует не только работа с ментальными картами, но и их составление. Ментальные карты помогают наглядно представить достаточно большое количество информации, отобразить взаимосвязь между предметами, явлениями и действиями. Группирование ключевых понятий в ментальных картах позволяет использовать их в упражнении «Ассоциации».
  4. Упражнение «Задача из 6-ти слов» - это упражнение, которое предполагает не только решение задачи, но и ее предварительное составление. Особое значение имеет именно составление задачи. По условиям упражнения, формулировка условий задачи должна включать в себя не более 6-ти предложений, каждое из которых состоит из 6-ти слов. Решение задачи может быть растянуто во времени на год, месяц, неделю и т.д., в зависимости от условий и сложности задачи.

Основные правила, которые необходимо соблюдать при формировании творческого мышления:

  • Не хвататься за первое решение или мысль, которые пришли в голову. Необходимо нарабатывать несколько вариантов, из которых затем уже выбирать. Это правило способствует тому, что индивид придумывает разнообразные нетривиальные решения, тем самым учится мыслить творчески и нестандартно.
  • Если в голову не приходят мысли, либо решение зашло в тупик, необходимо переключится на другую деятельность, отложить решение на время. То есть, в случае затруднений нужно отвлечься.
  • Не боятся показаться смешным, зачастую именно кажущиеся абсурдными идеи в последующем приводят к открытиям и являются единственно правильными.
  • Не использовать в решении только привычные методы. Внедрять в свою деятельность необычные и нестандартные методы, средства и приемы.
  • При решении не использовать привычный алгоритм или маршрут, необходимо опираться на свою интуицию, которая «подскажет» правильный ход решения.
  • Хвалить себя за достижения. Признание жизненно необходимо творческому человеку.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 16.07.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot