Нация — это общность, существующая благодаря системе устойчивых внутренних связей и отношений людей, которые в нее включены. Формирование данных отношений и связей происходит в ходе этнического развития.
Психологическая основа нации
Нация — это система, которая регулируется с помощью традиций и норм поведения. Они приняты в данной среде и подлежат совершенствованию по мере становления и развития нации, включающей самобытную национальную культуру, язык и психологию.
Объективная основа жизни нации представлена потребностью во взаимодействии и общении. Это происходит в процессе экономического и политического развития, обмена достижениями культуры, продуктами и результатами труда.
Ученые выявили тенденцию, которая гласит, что, чем выше уровень внутринациональной и внутригрупповой интеграции, тем более заметными будут достижения в экономической и культурной жизни. В этом случае усиливаются социальные, политические и внутригрупповые контакты и коммуникации людей.
Основной признак существования нации представляет собой историческую память. Она включает в себя:
- Предания,
- Заветы старины,
- Чувство единения и родства,
- Чувство общности,
- Осознание духовной миссии своего рода и нации.
Люди, которые обладают исторической памятью, начинают осознавать собственное место в духовной эстафете поколений. Представитель определенной нации способен понимать, кем он стал, только вспоминая, кем были его предки. Материализация исторической памяти происходит благодаря преданиям и укладу (культурному, религиозному, хозяйственному, государственному).
Возможность долгого существования нации связана с действием и постоянным улучшением внутреннего содержания. Оно выражается с помощью национального сознания и самосознания, национальных ценностей, интересов, вкусов и самооценке, национальной культуры и языка. Проявление данных частей в целом и представляет собой жизнь нации.
Факторы целостности нации
Целостность нации обеспечивается благодаря национальному сознанию. Оно представляет собой сложную совокупность взглядов и убеждений, которые имеют социальный, политический, экономический, нравственный, эстетический, философский или религиозный характер. Взгляды и убеждения отражают соответствующий уровень целостности и духовного развития.
Национальное сознание является еще одним признаком целостности нации. Оно представлено продуктом долгого исторического развития. Его центральный компонент — это национальное самосознание. Структура национального сознания включает также другие элементы (например, осознание единства, целостность и сплоченность, важности добрососедских отношений, бережное отношение к духовным и материальным ценностям).
Любая общность людей и взаимоотношения между ними проявляются и будут происходить до того времени, пока все люди (или их большая часть) будут считать себя теми, кто принадлежит к данной нации (идентификация себя с нацией).
«Мы» в рамках целостности и единства является не чем иным, как отражением в сознании факта объективных условий сосуществования представителей конкретной социальной общности.
Для обеспечения устойчивости феномена «мы», необходимо, чтобы существовал феномен «они». Это может быть другая нация, которая не похожа и отличается от нас существенно. По этой причине она остается загадочной и непонятной, часто неся в себе определенную опасность.
Осознание присутствия других наций, в свою очередь, способно порождать стремление самоопределиться в их отношении. Так происходит обособление от «них» и становление в качестве «мы».
Категория «они», наряду с феноменом «мы», обладает своей реальной основой. Здесь принято рассматривать объективные условия жизнедеятельности людей. Их психологическое отражение — это феномены «мы» и «они». При их совпадении произойдет противопоставление одной нации другой.
Целостность нации
Принадлежность к определенной группе, включая ее осознание, является одним из древнейших примеров проявления общественного сознания индивидов. На заре истории человека создавались объединения, которые стали прообразом будущих этносов.
Родовая общность, чувство принадлежности к определенному роду считаются самыми простыми и в то же время очень глубинными человеческими чувствами. Именно в рамках отношений между родами первоначально проявляются оценки «мы - они». В то самобытное время формировались устойчивые взгляды на характер отношений будущих наций.
В прошлом веке были проведены специальные исследования, которые показали, что людям свойственно давать позитивные оценки группе, к которой он относится. Данный феномен был назван «ингрупповой фаворитизм». Ингрупповой фаворитизм, наряду с его обратной стороной, названной аутгрупповая враждебность, — это следствие особенностей социальной жизни в обществе.
Функция межгрупповой дифференциации (деление на «мы» и «они») выполняется атрибутивными процессами, которые проявляются при познании людьми друг друга. Атрибуция в широком понимании представляет собой приписывание социальным объектам (людям, социальной общности) характеристик, которые не представлены в процессе непосредственного восприятия. Потребность в атрибуции связана с тем, что сведения, полученные в ходе наблюдения и познания, недостаточны для адекватного взаимодействия с социальной средой.
Восприятие целостности нации зависит от функционирования феноменов «мы» и «они». Это представляет собой проявление не только атрибутивного процесса, но и феномена психологической защиты нации.
Психологическая защита является системой проявления бессознательных и сознательных механизмов. С их помощью из национального сознания устраняются состояния тревоги и напряженности. Пропадает любой внутренний дискомфорт, который связан с общением и взаимодействием с представителями других наций. Психологическая защита действует спонтанно (неосознанно), а может применяться специально (осознанно) для чьих-либо интересов.