Мотивация виртуального общения
Виртуальное общение – это один из видов коммуникации, имеющий характер, опосредованный компьютером и реализуемый с помощью телекоммуникационных сетей.
Интернет для человека является новым видом деятельности и как любая деятельность он имеет мотивационную основу.
Для того чтобы проблема мотивации была понятна, необходимо ответить на вопрос – что для развития личности дают общение и работа в Интернете. Это вопрос к оценке психологических последствий работы в области межличностной коммуникации.
Процесс оценивания оказывает воздействие на мотивационную регуляцию, а критерием оценивания является сопоставление желаемого и достигнутого.
Исследователи мотивации пользователей Интернетом приводят классификацию следующих мотивов:
- мотив деловой является составной частью профессиональной деятельности – это поиск конкретной информации, взаимодействие с важным человеком, организация какого-либо дела;
- мотив познавательный связан с получением новых знаний и в зависимости от познавательного интереса может иметь разные характеристики;
- коммуникативный мотив связан с поиском новых знакомств, обменом мнением, обретением новых друзей;
- мотив сотрудничества, предполагающий, что между людьми существует разделение функций, обмен результатами деятельности, совместное решение проблем и ориентация на сотрудничество является индикатором корпоративной мотивации;
- самоутверждение – в основе данного мотива заложены такие психологические явления как самооценка личности, мотивация достижения, уровень притязаний;
- игровой мотив и мотив рекреации - пользователь может найти ту игру, которая ему близка и интересна;
- мотив аффилиации является выражением социальной сущности деятельности и личности человека и проявляется в потребности принадлежать к определенной группе с её ценностями;
- самореализация и развитие личности, данный мотив касается развития познавательных возможностей, игровой деятельности, особенностей общения, формирования интересов личности.
- развитие собственных возможностей и стремление к их реализации, формирует при работе в Интернете мотив развития личности.
- работа в Интернете дает возможность проявить творческие способности и получить со стороны компетентных экспертов оценку своего творчества.
Данные типы мотивов в психологии относятся к продуктивной, социально-коммуникативной, познавательной, развивающей мотивационной направленности.
Мысль о том, что Интернет прошел путь от профессиональной среды общения к среде свободного общения, подтверждается в исследованиях А.Е. Войскунского. Данные исследования говорят о том, что мотивы делового и профессионального характера в деятельности пользователей Интернета уменьшились, а мотивы коммуникационного направления и мотивы личного общения приобретают большую значимость. Интернет сегодня воспринимается как инструмент познания и возможности поддержания контактов, что указывает на психологическую зрелость личности.
Психологические особенности общения в сети Интернет
Человек не может обойтись без общения, а Интернет предоставляет уникальные возможности, которые каждый использует по-своему. Оперативность, скорость, доступность связи, несмотря на большие расстояния, являются особенностями Интернета, что дает возможность использовать его для разного рода коммуникаций.
С появлением Интернета жизненно необходимое эмоциональное и естественное общение становится все реже и переходит в сеть. Подростки сегодня имеют друзей, которых в реальности никогда не видели, но взаимопонимание с ними полное. Девочки-подростки в виртуальном мире находят себе партнеров по общению и не знают, как они выглядят на самом деле.
Структура выражения мыслей и взаимодействия в Интернет сети меняется. При опосредованной коммуникации собеседники более откровенны, хотя никто не дает гарантии, что их не осмеют, поэтому особенности личности скрываются. Для получения опыта коммуникации, подростки, стесняющиеся общаться в реальности, проводят в сетях всё свое свободное время. При отсутствии умения общаться в офлайн, человек склонен искать возможность в сети.
Интернет-общение не формирует коммуникативные навыки и чтобы реализовать потребности во взаимодействии, остается виртуальная реальность, где особенно уязвимыми являются подростки.
Виртуальное общение имеет целый ряд особенностей:
- Частичное, а иногда и полное отсутствие невербальных сигналов, что делает межличностное восприятие искаженным и затрудненным. Понять чувства и переживания собеседника невозможно, невозможно понять иронию и сарказм. Отсутствует в сетевом общении мимика, жесты, интонации, паузы собеседника;
- Особенность идеализации собеседника, поскольку характеристики партнера скрыты и приходится достраивать его образ, приписывать ему желаемые черты, которых в действительности, возможно, и нет;
- Трудности с выражением откликов и эмоциональных реакций, которые в основном заменяются лайками и смайликами, да и трактуются по-разному;
- В реальности не всегда есть возможность проигрывания ролей, реализации личностных качеств, а через Интернет-общение можно придумать и воплотить любой образ;
- Преимуществом виртуального общения является иллюзия контроля, потому что технологии управляемы и предсказуемы, а это дает возможность выстраивать безопасные отношения, редактировать сообщения и дозировать информацию. Исходя из этого, многие люди выбирают общение виртуальное;
- Человек живет в социуме, поэтому у него есть потребность и желание быть услышанным, а тех, кто искренне и заинтересованно может выслушать, не так и много. Публичное пространство сетей создает ощущение того, что человека слышит большое количество людей.
Интернет-этикет
Особенности коммуникации при помощи Интернет-сетей привели к выработке новых форм и стилей взаимодействия, привели к возникновению Интернет-этикета. Он содержит в себе заповеди или негласные правила общения. Прежде всего, надо помнить о живом человеке, даже если он находится на огромном расстоянии.
Рисунок 1. Особенности общения через интернет. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Электронное послание писать надо так, как будто всё, что написано, надо сказать в лицо и за свои слова будет не стыдно. Конечно, есть такие, кто нарушает правила общественной жизни Интернет-сети и наказание не последует, однако будет ли при этом чиста совесть.
Киберпространство огромно, поэтому, столкнувшись с новым видом общения, важно изучить его законы и признать их приоритет. Любая группа новостей, форум, Интернет-канал имеют собственные локальные правила, с которыми надо ознакомиться, прежде чем писать первое сообщение.
Рекомендуется бережно относиться ко времени и мнению других людей и обращаться за помощью тогда, когда это необходимо.
Если цель человека в Сети связана с длительным общением, то не надо других пользователей дергать по пустякам. Важно помнить, что сетевое время для многих людей ограничено и очень дорого.
В глазах своих Интернет-собеседников надо выглядеть достойно. Грамматика и орфография при написании сообщений имеет большое значение и на этом не надо экономить свое время. Неграмотное сообщение не вызывает восторга у собеседников, наоборот, оно вызывает недоверие и неуважение.
Безусловно, этикет не запрещает вступать в дискуссии с собеседником, но опускаться до брани просто недопустимо, даже в том случае, если собеседник сознательно провоцирует.
Что касается сохранения анонимности и приватности, то эти права распространяются на всех собеседников.
Адекватный пользователь Сети не позволит себе грубости и нецензурных выражений. Многие группы имеют модераторов, которые следят за порядком в данной группе и имеют право предупредить нарушителя порядка и отключить его от группы.
Правила групп публикуются на страницах группы. Любые письма, отправляемые в группу, по правилам этикета, должны быть подписаны.
Интернет подпись включает не только имя и фамилию, но и сетевые адреса, т.е. адрес почты и домашней веб-странички при её наличии.
Нарушение этикета Сети подразумевает следующее:
- отход от темы, которая обсуждается;
- оскорбления в адрес участников;
- реклама стороннего контента;
- дезинформация, причем преднамеренная;
- плагиат и клевета.
В целом нормы сетевого этикета делятся на три группы – эмоциональные, административные, технические. Если пользователи сетей будут придерживаться правил, то Интернет общение будет проще, приятнее, результативнее.