Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методология преподавания психологии

Методика преподавания психологии

Определение 1

Методика преподавания психологии – это прикладная дисциплина, основной целью которой является изучение и применение на практике преподавания психологии методических инструментов и методов воздействия преподавателя на обучающихся.

Можно сказать, что методика преподавания психологии является дисциплиной, которая получила начало и дальнейшее развитие на пересечении таких областей как психология и дидактика. Так, сущность, отдельные формы, способы, инструменты и средства, которые используются для преподавания психология основываются на общедидактических принципах, при этом специфика психологии как науки оказывает непосредственное влияние на методику ее преподавания.

В качестве предмета методики преподавания психологии как научной дисциплины можно назвать способы, формы и инструменты, которые используются в рамках обучения психологии. Методика преподавания психологии, в первую очередь, изучает историю, общие принципы и особенности системы психологического образования, а также законодательное и нормативное обеспечение образовательной деятельности.

Особенности преподавания общей психологии

Приоритетной целью преподавания психологии можно назвать усвоение обучающимися общих закономерностей функционирования психики. При этом в результате обучения знание общих принципов должно сформировать основу для изучения студентами определенных прикладных сфер психологии. Усвоение современных достижений психологической науки дает возможность обучающимся более сознательно подходить к основам таких достижений, а именно анализировать какие взгляды и теории развивались ранее и почему, а также в какой степени они способствовали научному развитию психологии как отдельной науки.

«Методология преподавания психологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Стоит отметить, что изучение основ общей психологии характеризуется особым методологическим значением для изучения прочих учебных курсов в рамках получения профессии в области психологии, так как без знания общего довольно сложно разобраться в частном. Таким образом, при чтении лекций, а также организации самостоятельной работы с учебной и научной литературой нужно каждое новое для обучающегося научное положение не только соотносить с наблюдаемыми в реальности психологическими явлениями, но и сравнивать с тем, как такие явления ранее объяснялись в рамках прошлых теорий и как объясняются теперь в рамках новых знаний и теорий.

Темы лекционных занятий наиболее целесообразно сортировать по небольшим блокам таким образом, чтобы многообразие знаний дисциплины психологии можно было показать во взаимосвязи. В таком случае отпадет необходимость говорить о деталях, которые можно обсуждать на различные рода семинарах и практических заданиях. Например, нет необходимости в рамках лекции очень подробно обсуждать какие-то психические познавательные процессы, но при этом надо показать их функции, обратив внимание студентов на связь между ними в ходе их функционирования. На последующих практических, семинарских и лабораторных занятиях они могут быть более детально изучены не только теоретически, но и экспериментально.

Стоит отметить, что при формировании блоков и разработке учебной программы в обязательном порядке необходимо учитывать профессиональные особенности студенческой аудитории. Например, на математическом факультете педагогического вуза можно более подробно изучить теоретические основы математических способностей школьников, а также обучить будущих преподавателей методике выявления и развития математических способностей у детей школьного возраста.

Лекционный курс в зависимости от числа учебных часов может быть разделен на блоки в разных вариантах. Так, вся проблематика общей психологии может быть разделена на пять, шесть или семь лекционных блоков в зависимости от числа часов и индивидуального видения преподавателя.

Среди блоков в рамках изучения общей психологии можно, например, выделить следующие блоки:

  • Введение в общую психологию. Понятие личности и деятельности. Особенности познавательных процессов личности. Эмоционально-волевая сфера личности. Психологические особенности индивида;
  • Элементы общей психологии как научной категории. Понятие психических процессов личности, их характеристика. Психология личности и ее познавательная, эмоциональная, волевая сферы и так далее.
  • Психология как наука и ее приоритетные направления. Психология деятельности. Психология личности. Познавательные процессы в деятельности личности.

Преподаватель, читая лекции по заранее спланированным блокам, может на каждый из них отводить различное число учебных часов, исходя из того, на какой теме или блоке в целом он хочет сделать акцент. Так, например, производственным руководителям в большей степени необходимо изучить проблемы в психологии деятельности коллективов и отдельных межличностных отношений, а будущим преподавателям - проблемы личности, психологии развития индивидов и т.д. На практических занятиях, как правило, отрабатываются именно те вопросы, которые преподаватель запланировал. Однако, в отличие от лекционных занятий, которые в большей степени носят теоретический характер, практические направлены на формирование у обучающихся на формирование умений и навыков применять полученные теоретические знания, например, в рамках исследования различного рода психологический явлений, что в дальнейшем позволит наиболее грамотно ориентироваться в разных ситуациях на практике.

И, конечно, как на лекционных, так и на семинарских, а также практических занятиях преподаватель стремится использовать активные методы обучения и ставит в качестве основной цели - обучение студентов мыслить психологическими категориями, анализируя различного рода научные и практические проблемы. Этой цели он может достигать посредством проблемных вопросов и задач, которые он использует как в лекциях, так и в качестве учебного задания студентам для самостоятельной работы и практических занятий.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 27.07.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot