Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Взаимодействие детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Взаимодействие дошкольников в игровой деятельности

Замечание 1

Основная задача современной системы дошкольного образования – обеспечить активное взаимодействие детей дошкольного возраста со своими ровесниками, а также сформировать у них способность осуществлять продуктивные межличностные отношения.

В процессе жизнедеятельности коллектива дети влияют друг на друга, в процессе чего происходит становление их самооценки. Почти в каждой группе ДОУ можно наблюдать весь спектр взаимоотношений между детьми: они ссорятся и мирятся, помогают друг другу, остро переживая все эти отношения и испытывая массу разнообразных эмоций.

Взаимодействие со сверстниками обладает некоторыми существенными особенностями, количественно отличающими его от взаимодействия со взрослыми. Основной чертой взаимодействия детей-дошкольников является огромное разнообразие коммуникативных умений.

В процессе взаимодействия дошкольников с ровесниками может быть отмечена масса действий, которые преимущественно не встречаются в процессе взаимодействия со взрослыми. Но взрослые должны понимать, что дети-дошкольники еще не умеют полноценно взаимодействовать между собой. Детям бывает трудно понять игровой замысел партнера. Однако постепенно, на протяжении всего периода дошкольного детства, характер общения детей и их способность взаимодействовать со сверстниками постепенно меняется.

Именно младший дошкольный возраст – первая ступень в процессе обучения детей-дошкольников согласованному действию в паре. Педагог должен поставить перед собой задачу обучить дошкольников договариваться друг с другом. Также дети становятся пристрастными по отношению поведения и успешности друг друга.

При рассмотрении процесса развития детей дошкольного возраста в условиях его взаимодействия со сверстниками необходимо отметить один важный аспект: многими отечественными психологами, такими как Репина Т.А., Смирнова Е.О., заострялось внимание на избирательности детских контактов, а также степени их устойчивости.

«Взаимодействие детей дошкольного возраста в игровой деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В первые годы жизни ребенка разные формы взаимодействия детей с ровесниками являются значимыми факторами их личностного развития. Во второй половине дошкольного детства ровесникам дети придают особое значение в процессе развития эмоционально-волевых черт, самооценки и самосознания ребенка. Необходимо отметить, что к шестилетнему возрасту у детей формируется стремление бескорыстно помогать своим ровесникам. Развитие взаимодействия у дошкольников тесно взаимосвязано с процессом развития самосознания, при этом соотношение предметного и личностного начал изменяется на протяжении всего периода дошкольного детства.

Эльконин Д.Б. высказывал предположение, что развитие самосознания детей дошкольников может рассматриваться в качестве внутренних взаимоотношений «Я» и «не Я». Взаимодействие с ровесниками выступает не только в качестве условия достижения общей цели, но и в качестве самой цели. При взаимодействии с ровесниками у детей-дошкольников проявляются чувство товарищества, умение взаимной поддержки, сопереживание успехам и неудачам. Дети могут осознавать эффективность формы организации совместного взаимодействия и выстраивать ее в своих играх.

Начиная со старшего дошкольного возраста и позже дети становятся предпочитаемыми и привлекательными во взаимодействии друг с другом по сравнению со взрослыми. В этом возрасте дошкольникам важны их собственные действия, а инициатива ровесников отходит на вторые роли и в большинстве ситуаций не поддерживается ими. Из-за такой несогласованности дошкольников часто между ними возникают конфликты.

В период старшего дошкольного детства сотрудничество детей обычно носит практический характер, что проявляется в совместной игре дошкольников. Но на этом этапе изменения претерпевает сама игровая деятельность.

Представления с сюжетом и ролями сменяются все более условным взаимодействием. Такие игры помогают детям в старшем дошкольном возрасте осознать свои обязанности как всеобщие правила, которые дети соблюдают. Игры с правилами обладают целенаправленностью, создают жесткую необходимость договориться между собой, выявляют способности детей-дошкольников сотрудничать в рассматриваемой игровой ситуации. Именно такие игры порождают взаимодействие детей друг с другом, а также формируют устойчивый образ товарищества.

В дошкольном детстве ведущая деятельность детей – игровая. Игры характеризуются общностью требований, совместным планированием, а также согласованностью действий. Именно в эти моменты дошкольники осознают и дифференцируют реальные и игровые отношения. В игровой деятельности дошкольники переходят от элементарных и простых сюжетов к самостоятельно придуманным, более сложным и охватывающим практически все сферы действительности. В это время дети-дошкольники обучаются игре не просто рядом с другими детьми, а совместно с ними.

Педагогические условия взаимодействия дошкольников в игре

Взаимодействие детей-дошкольников в системе игр представляет собой содержательную систему, которая содержит действенные, коммуникативные и эмоциональные связи, базирующиеся на межличностных и игровых отношениях детей, которые также направляются на процесс совместного решения игровой задачи. Посредством педагогических условий можно обеспечить формирование игровых взаимодействий со сверстниками.

Основными педагогическими условиями являются следующие:

  • гибкая позиция педагога в игровом сопровождении детей-дошкольников;
  • позиция педагога должна быть направлена на транслирование способов эффективного взаимодействия и стимулирования детского творчества в процессе совместного решения игровых задач;
  • вариативный подбор игр, которые должны соответствовать игровым интересам детей-дошкольников и обеспечивать постепенное вовлечение дошкольников в усложняющиеся модели взаимодействия.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 23.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot