Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Актуальность организации экспериментирования в старших возрастных группах ДОУ

Определение 1

Экспериментирование – это метод познания окружающего мира, основанный на поиске, проявлении активности и наблюдении за объектами и процессами окружающего мира.

Экспериментирование является направлением исследовательской деятельности. В дошкольном возрасте оно имеет свои особенности реализации. Как правило, в обучении применяются методы детского экспериментирования. Они связаны с активным поиском детьми информации об устройстве окружающего мира и его процессов.

Экспериментирование позволяет активизировать познавательную сферу ребенка, а потому, применяется в образовательном процессе ДОУ в качестве метода развития познавательной сферы ребенка и формирования познавательной заинтересованности детей разных возрастных групп.

Следует отметить, что экспериментирование наиболее актуально для детей старшего дошкольного возраста. В 5-7 лет начинает происходить переустройство психики, которое помогает в реализации исследовательской деятельности: ребенок лучше концентрирует внимание, может удерживать его на объекте длительное время, проявлять терпимость в обучении и усваивать информацию более целенаправленно, чем ранее. Кроме того, начинает активно формироваться логическое мышление, которое просто необходимо в экспериментальной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте экспериментирование является инициативой самого ребенка. Он желает исследовать что-то, выявить закономерности, провести сравнение в динамике развития отдельных объектов и процессов. Его инициатива в экспериментировании стимулирует активное развитие познавательных процессов ребенка и позволяет вывести их на новый уровень развития.

Все это обуславливает использование экспериментирования в качестве метода познания и развития в старшем дошкольном возрасте.

«Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Основы организации экспериментального занятия старших дошкольников

В основу организации занятий с проведением какого-то исследования, опыта, эксперимента кладется рассмотрение экспериментирования в качестве вида деятельности т.е. ребенок усваивает его, основы его реализации, порядок действий, которые он может совершать с другими объектами. Практика экспериментирования становится инициативой ребенка в познании окружающего мира.

Организация экспериментирования старших дошкольников проводится на основании выполнения следующей последовательности действий:

  1. Постановка цели. Определяется, что именно нужно изучить и каких результатов достичь в ходе этого изучения.
  2. Определение способов реализации поставленной цели. Происходит выбор методов и средств экспериментирования. В этом необходимо предоставить ребенку максимально возможную свободу выбора. Тогда познавательная направленность экспериментирования будет более продуктивной.
  3. Проведение экспериментальной работы. Она включает в себя наблюдение за объектом, проведение опытов, освоение способов деятельности и др.
  4. Проведение дискуссии о ходе экспериментальной деятельности. Она ориентирована на обсуждение увиденного, проведенных проб и полученных результатов. Детям интересно обсудить ход исследования, поделиться полученными знаниями, а также обсудить возникшие проблемы.
  5. Формулирование выводов. Они связаны с оценкой своей экспериментальной деятельности и ее результатов. Ребенок делает выводы о своей работе. Полученные результаты стимулируют к дальнейшей экспериментальной деятельности и познанию.

Эксперименты бывают разных видов и типов. Дети могут наблюдать за ростом растений и развитием животных в течение длительного временного периода, сезонными изменениями жизнедеятельности растений и других живых организмов. Также, осуществляется рассмотрение состояний объектов, процессов или явлений и тенденций их развития.

Для старших дошкольников организуются эксперименты двух видов:

  1. Демонстрационные эксперименты. Они связаны с показом педагогом чего-либо. Дети не участвуют в экспериментальной деятельности, а только наблюдают за ней. Как правило, такие эксперименты проводятся из-за опасности их самостоятельной реализации детьми, ограниченности материалов для проведения или отсутствия соответствующих условий.
  2. Фронтальные эксперименты. Они проводятся с привлечением к деятельности всех дошкольников. Каждый ребенок становится исследователем и выполняет опыты, проводит наблюдения в ходе своей активной экспериментальной деятельности. Выбираются наиболее доступные для данного возраста эксперименты, понятные виды деятельности.

Условия организации экспериментирования старших дошкольников

Чтобы экспериментирование старших дошкольников дало должный эффект, а именно, ориентацию на развитие познавательной сферы каждого ребенка, требуется соблюдение ряда педагогический условий его организации. К ним относятся:

  1. Добровольное участие в экспериментирование. Недопустимо принуждать детей к экспериментальной деятельности. Экспериментирование должно быть инициативой дошкольников.
  2. Свобода детей в выборе методов экспериментирования и скорости деятельности. Торопить детей в выполнении деятельности нельзя. Это может привести к их демотивации.
  3. Безопасность методов и средств экспериментальной деятельности. Эксперимент не должен угрожать жизни и здоровью дошкольников.
  4. Проведение экспериментирования в игровой форме. Оно должно быть увлекательным и исключать переутомление дошкольников.
  5. Руководство педагога процессом экспериментирования. Необходимо одновременное предоставление дошкольникам свободы действий с контролем их реализации педагогом. Он показывает основу деятельности, этапы ее проведения, направляет внимание детей и помогает в формулировании выводов.
  6. Наполнение предметно-развивающей среды старшей группы необходимым оборудованием и объектами для самостоятельного повторения детьми экспериментов.

Экспериментальная деятельность способствует переводу старших дошкольников на новый уровень знаний, открывая им пути к созданию чего-то нового, открытию неизведанного. Это отличный способ подготовки познавательной сферы ребенка к школьному обучению.

Дата последнего обновления статьи: 29.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot