Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Характеристика учебных дисциплин. Расписание уроков

Общая характеристика учебных дисциплин

Для того, чтобы получить общее представление об учебной дисциплине, необходимо рассмотреть в первую очередь характеристику ее содержания. Содержание учебных дисциплин является стандартным и обязательным для каждой, в него входят:

  • учебный материал, направленный на достижение основной цели обучения по конкретной дисциплине;
  • обоснованное разделение учебных часов на весь курс изучения дисциплины (на четверть, полугодие, год и т.д.);
  • традиционная или авторская программа;
  • учебно-методический комплекс.

При разработке учебной программы по конкретной дисциплине педагог может использовать одновременно несколько программ, как традиционных, так и авторских, а также включить инновации и новшества следующего характера:

  • актуальные и современные темы по дисциплине;
  • дополнение часов для более глубокого изучения определенной темы или ее раздела;
  • при необходимости изменение порядка освоение учебной дисциплины;
  • описание форм и видов образовательного процесса;
  • характеристика межпредметных и внутрипредметных связей по изучению каждой конкретной дисциплины.

Понятие и значение расписания уроков

Определение 1

Расписание уроков – это упорядоченная система комплекса учебных дисциплин, изучаемых на определенной ступени обучения.

Составления расписания уроков является очень сложным процессом, который включает в себя эвристические методы, логику и технику работы методиста школы.

Довольно часто возникает сложность, которая заключается в том, что трудно внести в расписание все учебные дисциплины, в том количестве, в котором они запланированы педагогом по составленной программе и при этом соблюсти правила СанПиНа. Все это требует от методиста большого мастерства и опыта.

Требования СанПиН по составлению расписания уроков:

  • соблюдение санитарных норм и правил;
  • соблюдение количества часов академической работы педагога;
  • соблюдение чередования динамичности уроков;
  • соблюдение времени перемен, в зависимости от количества уроков;
  • возможность разделения класса или напротив объединения нескольких классов в поток;
  • расписание уроков в последовательной очередности, без «окон»;
  • минимальное количество «окон» в расписании педагога;
  • учет возможности замещения педагога;
  • учет занятости учебных классов;
  • включение в расписание внеурочной, внеклассной и самостоятельной работы;
  • учет возможности работы педагогов в паре;
  • включение в расписание занятий по пред профильной подготовке учащихся старших классов;
  • отдельное включение в расписание факультативной работы по выбору учащихся;
  • организация дежурства учащихся и педагогов.
«Характеристика учебных дисциплин. Расписание уроков» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

При составлении расписания уроков необходимо учитывать, что в разные дни недели у учащихся разный уровень умственной активности и работоспособности. Наиболее высокие показатели отмечаются к середине недели и идут на спад к ее концу. Именно поэтому распределение учебной нагрузки в учебную неделю выстраивается так, что ее максимальное значение определяется на вторник, среду и четверг. В эти дни недели принято включать наиболее тяжелые учебные дисциплины, нежели в другие дни.

Помимо дня недели учитывают и время суток. Наибольшая работоспособность учащихся приходится на 10-12 часов, именно в это время отмечается максимальная эффективность усвоения учебного материала.

Замечание 1

Таким образом, при составлении учебного расписания необходимо учитывать уровень работоспособности учащихся в определенные дни недели и часы дня.

Составление расписания уроков так же требует от методиста учета сложности подготовки к ряду урокам. То есть те дисциплины, которые требуют от учащегося больших умственных и временных затрат не должны ставиться в один день.

Эффективность усвоения учебной дисциплины во многом зависит от вида деятельности и ее смены. Поэтому при составлении расписания уроков, методист старается сочетать в один день уроки, которые требуют от учащегося большой умственной работы (физика, химия, математика и т.п.), и, уроков, которые напротив способствуют снятию напряжения (музыка, изобразительное искусство, физическая культура и т.п.).

Кроме учета умственной нагрузки у учащихся, методист, составляя расписание уроков должен так же учитывать умственную и физическую нагрузку педагогов, предоставлять им возможность «отдыхать» во время учебного дня.

Правила составления расписания уроков, требуют соблюдения ряда следующих факторов:

  1. Трудоспособность – способность организма эффективно усваивать учебную информацию, плодотворно работать в процессе урока. В данном случае необходимо учитывать возраст учащихся, особенности их индивидуального биоритма, времени года, дня недели, суток и т.д.
  2. Уровень усталости в течение учебного дня, который зависит от психологических, социальных и биологических особенностей организма.
  3. Правильное и обоснованное распределение учебной нагрузки в течение учебной недели.
  4. Чередование различных видов деятельности учащихся, посредством чередования различных по динамичности и сложности учебных предметов.
  5. Соблюдение нормативно установленных гигиенических требований к составлению учебного расписания.

Расписание считается составленным правильно, в том случае если:

  • составлено единое расписание для первой и второй смены (учащихся и педагогов);
  • максимальная умственная нагрузка для средних, старших классов приходится на вторник-четверг, для начальных классов среда несколько облегчена;
  • соблюдено чередование «сложных» и «легких» уроков»
  • отсутствует сдвоенность уроков по одному и тому же предмету (исключение составляет модульная технология обучения);
  • предметы, требующие от учащихся большей умственной нагрузки, проводятся: в младших классах на 2-ом и 3-ем уроках; в средних и старших классах на 2-4 уроках.
  • названия учебных предметов в расписании и учебном плане одинаковые.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 18.06.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot